Форум » Франция первой половины XVII века » Анри II де Монморанси и его супруга Мария-Фелиция Орсини (биографии и портреты) » Ответить

Анри II де Монморанси и его супруга Мария-Фелиция Орсини (биографии и портреты)

МАКСимка: Семейство Монморанси: http://richelieu.forum24.ru/?1-6-0-00000042-000-0-0

Ответов - 61, стр: 1 2 3 4 All

графиня де Мей: Анри II де Монморанси, р.1595, герцог де Монморанси и пэр Франции 1614—1632, адмирал, вице-король Новой Франции, губернатор Лангедока. Сын Анри Первого де Монморанси-Дамвиль, брат Шарлотты-Маргариты, принцессы Конде. Многие годы воевал против гугентов. До 1631 года поддерживал кардинала Ришелье (даже предлагал ему убежище в 1630 году) , но после перешел на сторону герцога Гастона Орлеанского. Вместе с братом короля поднимал восстания в Гиэни. К лету 1632 года, по описанию Леви, Ришелье окончательно перестал доверять Монморанси и готовил его арест в Монпелье, но из-за утечки информации этот план не удалось осуществить. В середине августа значительные королевские войска были переброшены на юг. 1 сентября 1632 года произошло сражение при Кастельнодари, при котором Монморанси получил множественные ранения (по некоторым данным - 24 раны от 17 ударов) и был схвачен. Его сторонники были повешены без промедления. За помилование Монморанси выступали многие известные люди во Франции и за ее пределами, в том числе папа Римский, принц Конде и герцог Ангулемский - сын Карла Девятого. Но уже 30 сентября Ришелье сообщил посланнику Конде, что помилование невозможно. После короткого судебного разбирательства Монморанси был казнен на площади Тулузы 30 октября 1632 года. В качестве последней привилегии казнь была перенесана с 5 часов на 3 - час смерти Иисуса. Палачу было запрещено даже прикасаться к герцогу. Во избежание осложнений, случившихся во время казни Шале, для казни Анри де Монморанси применили машину, представлявшую собой увеличенное долото, зажатое между двумя кусками дерева. Это был прообраз будущей гильотины. Осужденного клали головой на плаху, палач дергал за веревку, и нож падал. Монморанси обезглавили успешно. К несчастью, перед смертью ему не дали проститься с сестрой, которую даже не пустили в Тулузу. Был женат на племяннице Марии Медичи из рода Орсини. Не оставил прямых потомков, и после его смерти владения Монморанси, в том числе великолепный дворец Шантийи, отошли дому Конде. Перед смертью завещал Ришелье картину "Смерть Святого Себастьяна", которая ныне находится в Лувре. Монморанси приписывали любовные связи с Анной Австрийской, принцессой де Гимене, герцогнией де Шеврез, мадмуазель де Монтозье и другими.

Amie du cardinal: Здесь статья об Анри де Монморанси(1595 - 1632) на французском языке.

Amie du cardinal: Табличка во дворе городской ратуши в Тулузе, где был казнен Анри де Монморанси


графиня де Мей: Amie du cardinal пишет: об Анри де Монморанси Меня вот что удивило: в статье указывается, что дата рождения Монморанси - 20 августа, а я буквально на днях перечитывала один французский документ 17 века, и там стоит другая дата - 30 апреля.

Amie du cardinal: Здесь приведено письмо герцога Анри II Монморанси

Amie du cardinal: Рассказ о жене Анри II Монморанси. На русском языке (перевод)

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Рассказ о жене Анри II Монморанси. На русском языке (перевод) Спасибо. Любопытный ресурс. Там есть ещё несколько интересных статей. Только вот статья о Монморанси ужасно пристрастна, не люблю такие. Автор пишет о времени болезни Людовика в 1630-м году: "Герцог (*Монморанси), растроганный, поклялся королю защищать министра, отвечать за него своей головой. Затем он сразу же отправился к кардиналу, которого нашел в том состоянии уныния, которое случалось испытывать этому сильному духом человеку не раз и не два: он плакал, лежа на кровати. Герцог подал ему руку и предложил убежище в своем губернаторстве. Ришелье, весь в слезах, бросился его обнимать и попросил в качестве укрытия крепость Бруаж. Все было поспешно приготовлено для его бегства. Это решение должно было подвергнуть суровому испытанию послушание и преданность дворян Монморанси, так как почти каждый из них ненавидел Ришелье, погубившего их близких или друзей. В конечном счете, какими бы ни были реальные подробности этого случая, Монморанси проявил великодушие, доходящее до героизма, по отношению к человеку, который погубил его брата и вскоре жестоко расправился с ним самим". Меня преследуют большие сомнения, что кардинал весь в слезах, бросился обнимать Монморанси. Так ли всё было на самом деле? Автор хочет выставить герцога в приглядном свете, говоря, что кардинал жестоко расправился с ним позже. Чем же жестоко? Казнь для того времени вполне нормальное явление, к тому же герцогу голову отрубили с первого раза. Как ещё кардинал должен был поступить с могущественным вассалом, который изменил королю и стоял на пути установления абсолютизма?

МАКСимка: Изображения Генриха II де Монморанси: Портрет Франсуа-Эдуарда Пико (XIX век) Автор Даниэль Демунстье. Было подписано, что это рисунок Анри II. Но коннетаблем он не был. Надгробный памятник Монморанси в Мулене

МАКСимка: Супруга Анри II, Мария-Фелиция Орсини: Работа Даниэля Демунстье Период вдовства. Мария вступила в орден визитандинок.

МАКСимка: графиня де Мей пишет: Перед смертью завещал Ришелье картину "Смерть Святого Себастьяна", которая ныне находится в Лувре. Хотелось бы увидеть изображение этой картины.

Дмитрий: МАКСимка пишет: Хотелось бы увидеть изображение этой картины. ЭЙТЕВАЛ ИОАХИМ: СМЕРТЬ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА. 1600 ГОД.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Только вот статья о Монморанси ужасно пристрастна, не люблю такие. Насколько я поняла, это написано в середине 19 века. Тогда исторические работы создавались в романтическом стиле: мало фактов, скверная работа с немногочисленными источниками, зато эмоции захлестывают. Все рыдают, заламывают руки, бросаются на шею друг другу, белеют, рвут на себе волосы. Сплошная беллетристика.

Amie du cardinal: Дмитрий пишет: ЭЙТЕВАЛ ИОАХИМ: СМЕРТЬ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА. 1600 ГОД. «Св. Себастьян, пронзенный стрелами» – картина итальянского художника Аннибале Карраччи (1560 - 1609), в настоящее время находится в Лувре - в примечаниях к мемуарам Сен -Симона так определяют эту картину( Здесь). Вообще, этот сюжет был очень распространен, таких картин было много.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Насколько я поняла, это написано в середине 19 века. Да, тогда действительно всё становится понятным. Дмитрий пишет: ЭЙТЕВАЛ ИОАХИМ: СМЕРТЬ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА. 1600 ГОД. Спасибо, но эта картина находится в Канзасе, а нам нужна работа, которая висит в Лувре. Amie du cardinal пишет: «Св. Себастьян, пронзенный стрелами» – картина итальянского художника Аннибале Карраччи (1560 - 1609), В Лувре вообще много изображений Святого Себастьяна. Есть ещё такая вот работа: Перуджино. Святой Себастьян. Лувр. 1495 год

Дмитрий: ВОТ РАБОТА КАРРАЧЧИ Святой Себастьян в западноевропейской живописи: http://www.liveinternet.ru/users/3202828/post102651641

МАКСимка: Дмитрий пишет: ВОТ РАБОТА КАРРАЧЧИ Значит, эту картину Анри завещал кардиналу! Дмитрий, спасибо.

Дмитрий: Всегда пожалуйста! Меня самого удивил тот факт, что даже перед смертью герцог думал об искусстве. Все- таки Великие люди жили в то время..

МАКСимка: Детство и прежняя жизнь Анри

МАКСимка: Где похоронена Мария-Фелиция? Она стала монахиней 30 сентября 1657 года в Мулене, под именем матери Марии Генриетты, скончалась в 1666 году уже в Италии. Правильно? Там и похоронена? Записки отца исповедника Арну В записках Арну есть упоминание, что Анри попросил г-на де Сен-Прейля извиниться за него перед королем и передать кардиналу Ришелье картину с изображением св.Франциска, в знак того, что он и в смертный час питает к нему глубокое уважение. Ошибка исповедника? Насчёт тела Анри тоже не всё ясно. Есть сведения, что Мария-Фелиция перевезла тело супруга в Италию. Но гробница точно осталась в Мулене и, по-видимому, сохранилась до наших дней. Только вот современного изображения гробницы я не нашёл. Может потому, что в капеллу не всегда можно попасть: http://www.pays-bourbon.com/activites_villes_CHAPELLE+DE+LA+VISITATION_MOULINS.html Скопируйте всю ссылку в адресную строку Тело Монморанси было забальзамировано и погребено в церкви Сен-Сернен. Только сердце, по просьбе Арну, - и мы можем ему в этом верить – было схоронено в часовне иезуитов. В 1645 г. герцогиня, вдова маршала, перевезла останки в Мулен, где ее попечением была воздвигнута великолепная мраморная гробница, сохранившаяся до наших дней, даже после бесчинств 93го года. В то жестокое время, когда все, что напоминало о величии божьем или о великих деяниях прошлого, подвергалось свирепым бесчинствам революционеров, якобинцы, ненасытные разрушители, проникли в церковь, где покоится Монморанси; прославленное имя, написанное на мраморе, возбудило ярость негодяев. Они заносят свои топоры, они готовят факелы, чтобы все поджечь, но тут один из них восклицает: «Как! Вы хотите разрушить памятник доброго республиканца? Ведь этот человек погиб, как жертва деспотизма!» И молот выпадет из рук этих зверей в человеческом обличье. Изображения гробницы: Видимо да, Мария-Фелиция и скончалась, и была похоронена в Италии (переправила тело мужа туда же), только вот интересно, а где? Сохранилось ли её надгробие? В Мулене только надгробное изображение её супруга, без тела.

МАКСимка: Ура, я обнаружил современные фотографии надгробия Анри II де Монморанси. Напомню, что его гробница находится в городе Мулене, во Франции, в капелле Визитандинок. Орден визитации был создан в Аннеси в 1610 году по инициативе Франциска Сальского и Жанны де Фремио, баронессы де Шанталь. Женский монастырь в Мулене был основан в 1616 году. Часовня была построена в 1650 по планам архитектора Клода Лоррена Кольнона. В 1657 году знаменитой резиденткой монастыря стала Мария-Фелиция Орсини, герцогиня де Монморанси, вдова Генриха II де Монморанси (1595-1632). Она стала настоятельницей монастыря в 1665 и скончалась там же в 1666 году. Фасад часовни выполнен в классическом стиле. Гробница герцога Монморанси выполнена из черного и белого мрамора великими скульпторами того времени: Франциском и Мишелем Ангьер, Томасом Ренодином и Тибо Пуассаном. Вокруг статуи герцога расположены аллегории с декорами морских якорей, мачт, весел, трезубцев. Всё это напоминает об адмиральском прошлом Монморанси. А вот и изображения капеллы: Монморанси

МАКСимка: Письмо Анри II герцогу Ангулемскому в Альби, от сентября 1621 года: Оригинал: "Monsieur, Le mérite de monsieur le premier président de l’honneur qu’il nous fait d’affectionner ce quy est des affaires de nostre religion avec la justice ù’a fait volontiers entendre au dessain qu’il a d’avoir ma maison du temple de Thoulouse quy est a sa bien (seaure) ; il offre des partis sy advantageux que j’ay jugé bon devoir prier obliger ledit premier president de Thoulouse en la facilitation de son affaire. Je veux vous prier prendre le soin puisque la faveur qu’il recevra par vostre moyen sera regagné sy vous aves besoin de luy comme vous pouvez avoir puis que vos commanderies sont du ressort de ce parlement. En mon particulier je vous rendray du service comme, Monsieur, Vostre bien humble serviteur, Le Duc de Montmorency De l’armée de Monsieur le Duc d’Angoulêsme en Albigeois, ce denier de septembre 1621" Ещё вот такие изображения герцога Анри II де Монморанси:

МАКСимка: Сражение при Кастельнодари Казнь Анри

МАКСимка: Почему у Анри на этой гравюре глаз косит? Анри де Монморанси несет раненого барона де Мореза. Осада Валя.

МАКСимка: Исторьетка Таллемана де Рео, посвященная последнему герцогу де Монморанси и Марии-Фелиции: "Последний герцог де Монморанси оставался хозяином своего имущества до 19 лет. Но мсьё де Порт, его дядя, который был умным человеком, взял на себя заботу о его воспитании и сделался хозяином всего имущества. Внешне Монморанси был довольно привлекательным. Он был самым приятным в мире, как он сам говорил, с оружием, но не с языком. Мадам де Рамбуйе рассказывала, что однажды Монморанси хотел что-то сказать, что хорошо знал, но так запутался, что кардинал де Лавалетт из жалости был вынужден сам говорить и завершить беседу. Мы иногда с большим трудом сдерживались, чтобы не рассмеется. Он не говорил глупости, но его сообразительность была недостаточной. В качестве похвалы можно сказать, что он был смелым, богатым, галантным, щедрым, прекрасно танцевал, хорошо ездил верхом и при нем всегда находились умные люди, которые сочиняли для него стихи, давали советы по насущным делам. Он много помогал бедным. Он любил весь мир, но восхищался своим окружением. Монморасни был очень щедрым. Он услышал, как один человек сказал: «Если бы я смог занять двадцать тысяч крон сроком на два года, то я был бы счастлив». И Монморанси ему одолжил. Когда этот человек собрался отдавать долг, герцог ответил: «Достаточно, что вы сдержали слово, я оставляю вам деньги от всей души». Говорили, что он один раз послал к маркизе де Сабле, к которой в то время пылал большой страстью, дар в сорок тысяч франков, но она деньги не взяла. Монморанси любил Шуази, хорошую замужнюю девушку, но слишком галантную. После этого он был влюблен в Королеву, но англичане помешали. В тоже время те же чувства к Королеве испытывал и Бельгард. Бассомпьер и Монморанси бывало ссорились. Бассомпьер плохо танцевал, и герцог смеялся над ним на балу. «Это правда, - говорил Бассомпьер, - что у вас больше мозгов в ногах, чем у меня, но у меня их больше в другом месте». «Если у меня не такой хороший язык, то владение мечом, несомненно, лучше», - ответил Монморанси. «Да, это у вас от великого Анна де Монморанси», - реплика Бассомпьера. Затем они примирились. Также у него была ссора с герцогом де Рецем, внуком Альбера де Гонди и сыном маркиза де Белль-Иля. Монморанси была представлена та, на которой он женился, но с которой не переспал – наследница Бопрео, но Королева-мать прервала свадьбу, чтобы одна из её родственниц из дома Орсини заняла место Бопрео. С того момент мадмуазель де Бопрео стала невестой герцога де Реца. Супруга Монморанси (*Мария-Фелиция Орсини), которая была не очень привлекательным человеком, вскоре начала ревновать. Однако, она уделяла мужу много внимания и не доставляла ему особых проблем. Господин де Монморанси был таким популярным, что не существовало женщины, которая не обращала на него внимания; они постоянно призывали его вернутся из провинции, чтобы оказать знаки любезности. Вот почему маркиза де Сабле, особа слишком деликатная, проводила с герцогом больше всего времени. Для военного, он был очень невежественным человеком; это всплыло, когда его поймали. Об этом было сказано в катрене Нострадамуса, что удивительно. На процессе в Тулузе он отказался говорить, сославшись на то, что они не имеют полномочия его судить. Он заявил: «Кто может оспаривать мою жизнь? Я уже осужден в Париже». Он послал свои усы, свою косичку к жене вместе с письмом. Эта бедная женщина удалилась в монастырь в Мулене, где оплакивала супруга; там она получила воспалительный процесс, и как прежде, он случился на глазах. Эта трагедия сделала её безутешной принцессой. Мария-Фелиция повелела возвести супругу великолепную гробницу и в этом же году приняла постриг".

МАКСимка: Как пишет Бертьер, Анри II де Монморанси бросил маркизу де Сабле ради, конечно, платонических чувств к Анне Австрийской. Во время балета "Вакханалии", он играл персонажа, мечтая об исполнении роли Юпитера, чтобы заслужить "дружбу" своей богини. Маркиза страдала и была достаточно слабой, чтобы показывать это. Людовик XIII ничем не продемонстрировал, что что-то замечает, но взял себе поведение герцога на заметку.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Почему у Анри на этой гравюре глаз косит? А разве Вы не в курсе, что герцог косил глазами? Был такой дефект в его неотразимой внешности. Вроде бы и Тальман это отмечал. И здесь это заметно. Портрет французской школы. Первая половина 17 века. Лувр

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: А разве Вы не в курсе, что герцог косил глазами? Был такой дефект в его неотразимой внешности. Вроде бы и Тальман это отмечал. Теперь уже в курсе А исторьетку Тальмана читал и переводил, но про косые глаза Анри оттуда не помню.

МАКСимка: Мунье характеризует Анри де Монморанси как молодого, элегантного, роскошного. "Первый барон христианства", он владел титулами адмирала Франции, Бретани и Гиени, вице-короля Канады, первого камергера, губернатора Лангедока. Он был храбрым, вел за собой людей, излучал престиж и авторитет. Монморанси понимал необходимость унификации обязанностей адмирала, выделить текущее администрирование и командование военно-морским флотом. Как адмирал Франции, Анри имел власть над побережьями Пикардии, Пуату, Сентонжа, зависящие от Парижского парламента и над побережьем Нормандии, зависящим от парламента Руана. В Бретани функции адмирала исполнял губернатор. Также Монморанси был адмиралом Гиени, которая зависела от парламента Бордо и адмиралом Прованса, побережья которого зависели от парламента Экса. Он понимал необходимость ликвидирования этой анархии и унифицирования ряда функций и должностей. Анри наследовал должность адмирала Франции и Бретани в 1612-м году после смерти своего отца. В 1613-м году он стал адмиралом Гиени, а 26 ноября 1619 выкупил вице-королевство новой Франции у принца Конде, патенты были выданы 25 февраля 1620-го года. Будучи адмиралом, Монморанси выступал за строительство флота, борьбу с пиратством, защиту побережья. В 1626-м году ордонансом он решил, что впредь те, кто будут находится в море без разрешения на выход судна из порта, будут приравнены к пиратам. Монморанси принимал непосредственное участие в создании "Индийской компании Монморанси", основанная в 1611-м году Шарлем де Дамвилем и которую Анри реорганизовал в 1618-м году, и "Ново-французской компании Монморанси", 1620-ый год. Также он оказывал помощь Долю, интенданту Канады и Виллемнону, инденданту адмиралтейства.

Ортанс : графиня де Мей пишет: Перед смертью завещал Ришелье картину "Смерть Святого Себастьяна", которая ныне находится в Лувре. Многозначительный подарок, почти пощечина, и ведь не придерешься — внешне все очень благочестиво.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Мунье характеризует Анри де Монморанси как молодого, элегантного, роскошного. "Первый барон христианства", он владел титулами адмирала Франции, Бретани и Гиени, вице-короля Канады, первого камергера, губернатора Лангедока. Что интересно, в 1625-м году Монморанси согласился передать свою должность первого камергера новому королевскому фавориту молодому маркизу де Барада, а под давлением иезуитов, которые желали во славу Божью обратить местных туземцев в католицизм, уступил должность вице-короля Канады герцогу де Вентадуру. После того, как Ришелье 31 марта 1626-го года стал "Сюринтендантом королевской торговли", а затем "Сюриндендантом и преобразователем французской торговли", властные полномочия Монморанси сократились. Теперь кардинал фактически контролировал две компании герцога. Затем, уже в августе 1626-го года вышла декларация, которая говорила о том, что должности адмирала Франции, Бретани и Гиени прекращают свое существование. Ришелье стал "начальником и сюриндендантом торговли Франции". Герцог Анри де Монморанси получил компенсацию в виде 1 миллиона 200 тысяч ливров, но в форме ежегодной ренты в 96 000. 20 октября 1626 года в Сен-Жермене Ришелье стал "гроссмейстероом, начальником и сюриндендантом морского и торгового флота Франции", а эдикт от января 1627-го года навсегда упразнил должности коннетабля и адмирала Франции. Интересно следить, как власть Монморанси постепенно переходила в руки кардинала и его ставленников. И, кстати, Монморанси был против свадьбы Гастона и принцессы де Монпансье, отказался присутствовать в Нанте на церемонии. А Шале утверждал, что дамы имели над адмиралом абсолютную власть и с помощью его посредничества объединились с Гастоном и принцем Конде. Поэтому прецеденты на герцога появились ещё до Лангедокского мятежа, не говоря уже о слухах относительно его неровного дыхания к Анне Австрийской.

Amie du cardinal: Миниатюра, авторство которой приписывают Пьеру Дюмонтье, с изображением герцога Монморанси. Аукцион Кристи

МАКСимка: МАКСимка пишет: Тело Монморанси было забальзамировано и погребено в церкви Сен-Сернен. Только сердце, по просьбе Арну, - и мы можем ему в этом верить – было схоронено в часовне иезуитов. В 1645 г. герцогиня, вдова маршала, перевезла останки в Мулен, где ее попечением была воздвигнута великолепная мраморная гробница, сохранившаяся до наших дней, даже после бесчинств 93го года. Обнаружил в интернете информацию, что сердце де Монморанси находится в капелле замка Брюмар в Бресто. Изображение замка: Как замок связан с герцогом, пока не выяснил.

МАКСимка: Интересно, что последний герцог де Монморанси, рожденный в апреле 1595-го года, не был официально крещен до разрешения короля Генриха IV, которое последовало в марте 1597-го года. Напомню, что король являлся крестным отцом герцога и на церемонии присутствовал.

МАКСимка: ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «HISTOIRE DE TOULOUSE….», 1839 г. Из книги «Histoire de Toulouse», автор Henri Ramet, стр. 419-422 Последствия мятежа 1632 года СВЕДЕНИЯ О ТОМ, КАК БЫЛ РАНЕН И ВЗЯТ В ПЛЕН АНРИ ДЕ МОНМОРАНСИ, ГУБЕРНАТОР ЛАНГЕДОКА МЯТЕЖ В ЛАНГЕДОКЕ – ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В БАНЬОЛЕ

Amie du cardinal:

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: Романтическая картина XIX века - Мари Фелис дез Юрсен, герцогиня де Монморанси, и поэт Теофиль (видимо, Вио?). Автор - Люк Оливье Мерсон. Шантийи, музей Конде

Вольер: Фирменное косоглазие рода Монморанси видно почти что на каждом втором портрете, если не чаще. )) Представляете, какая дилемма была перед живописцами: не солгать и польстить родовому самолюбию или солгать и изобразить лже-красавца? Похоже, что большинство прибегало к первому методу.

Amie du cardinal: Вольер пишет: солгать и изобразить лже-красавца Буквально на днях прочитала в одной старинной книге, что, дескать, в первой половине 17 века двое мужчин пользовались успехом у дам, несмотря на проблемы с глазами. Один из них - это Абель Сервьен, у которого был только один глаз, да и то близорукий. Однако он задавал работы скандальной хронике почище многих кавалеров, у которых глаза были в полном комплекте. А уж о герцоге Монморанси, якобы, и говорить нечего - его косоглазие казалось дамам необычайно привлекательным, особый, косой взгляд их просто очаровывал, казался некой пикантной чертой. То-то же! О женщины! Что касается поведения кавалеров с физическими недостатками, я думаю, здесь работает так называемая гиперкомпенсация - психологи понимают под ней стремление настойчиво и упорно добиваться успеха именно в той области, где ощущаешь свою несостоятельность.

Вольер: Ну, я-то с мужской точки зрения сужу. )) Хотя косоглазие не мешало достигать тем же Монморанси военных успехов, так что даже и не знаю, докучал ли этот дефект им в повседневной жизни или наоборот - помогал. :)

МАКСимка: МАКСимка пишет: Обнаружил в интернете информацию, что сердце де Монморанси находится в капелле замка Брюмар в Бресто. Благодаря Раису, который работает в замке Брюмар, мы имеем возможность насладиться фотографиями замка и капеллы, которая датируется 1522-м годом. Жалко, что пока упоминаний о сердце герцога обнаружено не было.

МАКСимка: Покупка бриллиантов у супруги герцога де Монморанси, дабы получить средства для сражения с кальвинистами, гравюра конца XVIII столетия работы Сержана-Марсо:

Amie du cardinal: Случайно наткнулась во фразеологическом словаре на следующее выражение: œil à la Montmorency - уст. слегка косящий глаз. Интересно, что современная студентка прокомментировала это так: Названия французских городов, известных и неизвестных, встречаются во многих устойчивых словосочетаниях, которые иногда необходимо комментировать. Приведем несколько примеров. Envoyer a Niort – послать подальше. L’oeil a la Montmorency – слегка косящий взгляд. C’est l’or de Toulouse qui lui coutera bien cher – ему от этого все равно проку (толку) не будет. Отсюда. Но мы-то с вами знаем, откуда пошло это выражение...

МАКСимка: Жизнь мадам герцогини де Монморанси, настоятельницы монастыря Визитанток в Мулене, автор Шарль Котоланди, 1684 год

графиня де Мей: Коллеги, все очень интересно! А кто-нибудь что-нибудь слышал про предполагаемую бисексуальность Монморанси?

Дмитрий: графиня де Мей А где Вы о ней слышали?? Я вообще не сторонник отыскивать подобное. Чаще всего все это находится на уровне сплетен. У человека была супруга ... А кроме нее еще и куча любовниц. Зачем ему это? Вроде бы верующий был, известно что перед смертью покаялся. Кстати, вот еще одно с ним изображение при осаде Монтобана в 1629 году... Монморанси изображен на коричневой лошади. Справа от него король, а чуть впереди виден кардинал Ришелье.

Amie du cardinal: графиня де Мей пишет: А кто-нибудь что-нибудь слышал про предполагаемую бисексуальность Монморанси? Признаться, впервые от Вас.

МАКСимка: Еще две гравюры с изображением Анри II: Графиня де Мей, а какие существуют современные исследования, труды, статьи, посвященные Анри II де Монморанси? А то мне удалось найти лишь Histoire de Henry II, dernier duc de Montmorency XVII столетия.

Amie du cardinal: Есть книга 1928 года. Это её репринт, насколько я понимаю. Купить.

МАКСимка: Карл Бурхард в своей книге о Ришелье целый раздел посвятил семейству Монморанси. В 17 лет в 1612-м году Анри II стал адмиралом Франции, в 18 получил губернаторство в Лангедоке, а в 1619-м году стал кавалером ордена Святого Духа. Один публицист назвал герцога самым любимым и самым достойным быть любимым среди грандов, идолом двора, провинций, армии и людей повсюду. В нем выражался блеск истории Франции. В Лангедоке Монморанси держал "самый любезный двор христианского мира", намного более свободный и веселый, чем у короля. В Пезена (Pézenas) он владел замком с семью башнями, который доминировал до самого моря, также резиденцией "Гранж де Пре" посреди огромных садов и дворцом в Монпелье. В 25 лет, в начале правления Людовика XIII Анри II де Монморанси начинает играть одну из главных ролей в религиозных столкновениях, ведь он воевал против гугенотов, захватывая протестантские территории. Его выступление в Монтобане и Монпелье было решительным, там его ранили. В 1625-м году герцог принял командование флотом, состоящим из кораблей, зафрахтованных в Голландии и Англии и на которых служили капитаны из этих же стран, давших слово не атаковать протестантов. Воспользовавшись тем, что он располагал все же несколькими кораблями с французским экипажем, Монморанси обезвредил флот Бенжамена де Субиза, брата Анри де Роана. Затем адмирал атаковал и захватил восемь вражеских судов, а остаток флота Роана укрылся на острове Олерон. После оккупации островов Рэ и Олерон герцог предоставил королевской армии припасы на сумму в 100 000 экю из своей личной собственности. При этом он ответил: "Я здесь не для того, чтобы заработать денег, а чтобы заслужить славу". После взятия Ля-Рошели и победы над Роаном в Лангедоке Анри вышел на первый план с просьбами амнистировать гугенотов. Блестящие победы в Пьемонте принесли герцогу звание маршала Франции.

МАКСимка: Фреска с изображением Марии-Фелиции Орсини в замке de la Guesdière в Сен-Лё-д'Эссран (Saint-Leu-d'Esserent), Уаза, Пикардия.

МАКСимка: графиня де Мей пишет: Перед смертью завещал Ришелье картину "Смерть Святого Себастьяна", которая ныне находится в Лувре. Насколько я понимаю, это совершенно неточно. John Schloder, автор статьи о фамильном замке Ришелье в Пуату, которая издана в сборнике, посвященном 400-тию со дня Рождения кардинала, приводит сведения из справочника (1676 год, Сомюр) Бенжамена Винье (Vignier), управляющего замка с 1662 по 1684 года. Именно его Le Chateau de Richelieu, ou l'histoire des dieux et des héros de l'antiquité, переизданное в 1681 и 1684 годах сегодня является главным источникам сведений о внутреннем и внешнем убранстве замка. Так вот, этот самый Винье называет работу Себастьяна дель Пьомбо "Святой Франциск", которую Монморанси преподнес кардиналу. Возможно, затем перепутали имя художника с именем Святого Себастьяна, но изображение полотна я найти не смог. Оно исчезло? Картина находилась в спальне Ришелье. И, кстати, знаменитые рабы Микеланджело также были преподнесены Его Высокопреосвященству Анри II де Монморанси.

Дмитрий: Жаль...я думал, что мы ее нашли. Это Сен-Симон своими мемуарами в заблуждение ввел?

МАКСимка: Дмитрий пишет: Это Сен-Симон своими мемуарами в заблуждение ввел? Честно, не знаю, у кого эти сведения еще есть. Хотелось бы узнать, что думают современные историки и исследователи на этот счет.

Дмитрий: 30 октября 1632 года состоялась казнь Анри де Монморанси. Молитва Анри де Монморанси. Витраж церкви ХIX века. Табличка с датой казни.

Amie du cardinal: 30 octobre 1632. Poussé par Richelieu, Louis XIII fait décapiter le duc de Montmorency à Toulouse.

Дмитрий: Еще один портрет с Анри в хорошем размере. Сайт.

Дмитрий: Уважаемое сообщество, помогите найти ответ на конкретный вопрос... Поскольку темы по Монморанси Бутвилю не нашел, то пишу здесь. Публиковался ли где либо поименный список 20 убитых на дуэли кузеном Анри - Монморанси Бутвилем дворян? Если таковой вообще существовал когда либо. P.S. во французской Вике названы только имена убитых им маркиза Портеса в 1625 и графа Ториньи 25 марта 1626 года.

МАКСимка: Дмитрий, списка у меня также нет, но я нашел информацию, что первый раз он убил на дуэле в 1622-м году графа Пон-Жибо (comte de Pont-Gibaut), внука маршала Шомберга. ЗДЕСЬ у нас было немного про Бутвиля.

Дмитрий: МАКСимка спасибо за эту информацию. Получается, что за 5 лет он убил 20 человек?! Многовато как-то. Но вопрос интересный. P.S. Может стоит все это в тему про врагов кардинала перенести?

Элен: Спасибо за интересную информацию. А портретов его жертв не сохранилось?



полная версия страницы