Форум » Франция первой половины XVII века » Пьер де Берюль (Pierre de Bérulle). Ораторианцы » Ответить

Пьер де Берюль (Pierre de Bérulle). Ораторианцы

МАКСимка: Пьер де Берюль (4 февраля 1575, Серийи, Франция — 2 октября 1629, Париж) — , французский католический богослов, кардинал, мистик, основатель французской ветви ораторианцев. Пьер де Берюль родился в небольшом городке Серийи возле Труа в Шампани, учился в Клермоне и в парижской Сорбонне, в 1599 г. был рукоположен в священники. С целью содействия духовному возрождению клира основал в 1611 г. французский ораторий по примеру римского оратория, созданного Ф. Нери в Италии. Кроме того, Берюль помогал молодому Винсенту де Полю в его деятельности и долгое время был наставником Винсента. Берюль принимал активное участие в политической жизни, был исповедником Генриха IV после его обращения в католицизм, советником французской королевы Марии Медичи, выполнял дипломатические миссии в Лондоне и Мадриде, а в последние годы жизни противостоял Ришелье при дворе Людовика XIII. В 1627 г. папа Урбан VIII возвел де Берюля в достоинство кардинала, а позднее даровал ему почётный титул «апостол воплощённого Слова», подчеркнув то значение, которое имели богословские работы Берюля в области исследования тайны воплощения Христа. Труды: Трактат об энергуменах (1599). Восхождения (1627). Жизнь Иисуса (1629).

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Snorri: Пьер, кардинал де Берюль (1575-1629)

МАКСимка: Гробница кардинала Берюля Кардинал де Берюль, гравюра Надгробный памятник Портрет 1610 года

МАКСимка: Пьер де Берюль (1575-1629), французский священнослужитель. Основатель французской ветви ораторианцев, он был ведущим духовным лидером и главной фигурой Католической Реформации во Франции. На самом деле Берюль были известен и популярен ни сколько своими трудами по богословию, а сколько личными привязанностями, кругом общения, политическими пристрастиями и распространением его мыслей и взглядом через своих учеников. Родился будущий кардинал в 1575 году в благородной семье, образование получил у иезуитов и в Сорбонне. Совсем скоро Берюлю удалось стать капелланом Людовика XIII. Какое-то время он размышлял над вступлением в Общество Иисуса, которому он был обязан своих отличным образованием, но вскоре отказался от этой идеи, поскольку Иезуиты были высланы из Франции в то время. Эта связь с иезуитам объясняет многие действия Берюля во время Католической реформации, потому как он выступал за многосторонную религиозную активность общества, вовлекая себя в споры и дискуссии. Пьер помог кардиналу Жаку Дю Перрону(1556-1618), известному проповеднику и политическому эссеисту в его спорах с протестантами. Цель Берюля - активное противодействие протестантизму и помощь Католической Реформации. В частности, Берюль постоянно искал лекарство от посредственности духовенства. Для него, идеальный священник должен объединять духовную власть, знание и святость, вообщем все те качества, которых не хватало в то время у священников во Французском Королевстве. Вот почему Пьер основал французскую ветвь ораторианцев в 1611 году. Эта конгрегация было основана святым Филиппом Нери (1515-1595). Основная задача Оратории - обучение священников и образование молодых людей. Конгрегация быстро распространилась по всей Франции (в 1630, семьдесят три резиденции, включая семнадцать колледжей и четыре семинарии; между 1631 и 1700 годами ещё одиннадцать колледжей и семнадцать семинарий были образованы). Как и иезуиты, их большие конкуренты, ораторианцы управляли колледжами и организовывали различные мероприятия во французской сельской местности, чтобы проинструктировать и образовать простых людей, улучшить качество их священников. Берюль также работал в тесном сотрудничестве с мирянами, особенно с партией Святош, с членами которой он познакомился в салоне своей кузины Мадам Акари, которая была известная как основательница ордена кармелиток. В этом салоне клерикалы и Святоши исследовали работы от духовных лидеров Нового благочестия до более современных авторов и посетителей салона – например, иезуита Питера Котона, епископа Франсуа де Сейла. Цели, средства и практические достижения Контрреформации также интенсивно обсуждались в салоне. Например, Мадам Акари всячески поощряла восстановление французских женских монастырей и учреждения в Париже двух новых женских монастырей - кармелиток в 1604 году и урсулинок в 1610. Берюль также принимал участие во многих дипломатических миссиях благодаря своему таланту в ведении переговоров. Например, в 1619-1620 годах, Пьер был посредником между Марией Медичи и её сыном Людовиком III в период их разлада. В 1624 году, Берюль отправили на переговоры к Папе Урбану VIII, чтобы придти к соглашению по религиозным вопросам брака принцессы Франции Генриетты-Марии и будущего короля Англии Карла I . Вскоре начались противостояния Берюля и всемогущего кардинала Ришелье по политическим вопросам: Пьер одобрял союз с католической Испанией, в то время как Ришелье предпочел заключить договоры с протестантскими странами. В результате Берюль впал в немилость, но Папа Римский, который испытывал к нему большое уважение, сделал Пьера кардиналом в 1627 году, за два года до его смерти. Будучи очень занятым человеком, Берюль не писал много : прежде всего короткие трактаты, лекции и письма на тему богословия, благочестия и мистики. Фактически, влияние кардинала де Берюля превысило известность его трактатов. Комбинируя богатый духовный опыт и высокую активность, он оказал многим людям неоценимую поддержку: он активно следил за орденом кармелиток, оказывал поддержку королевской семье, поощрял Рене Декарта в его философских начинаниях и активно сотрудничал с Винсентом де Полем и аббатом Сен-Сираном. Именно благодаря ордену ораторианцев , ключевые идеи Пьера де Берюля были приняты основателями французских семинарий и миссионерских конгрегаций, например, Винсент де Поль основал конгрегацию лазаристов и конгрегацию дочерей милосердия.


Клод Моне: Портрет Пьерa де Берюля (1575-1629) Филипп де Шампень

МАКСимка: Из "Занимательных историй" Таллемана де Рео: Это по проискам Марийаков их друг де Берюлль стал кардиналом и министром. Покойный Король говорил, что де Берюлль — самый уродливый франт во всем королевстве. Мальвиль утверждал, что за три недели, в течение которых он состоял при кардинале де Берюлле в Оратории, он навидался больше мошеннических проделок, чем за всю свою остальную жизнь. Берюлль был очень лицемерен: он проезжал на виду у всех в карете по аллее Кур-Ла-Рен с молитвенником в руке, — это он, который читал с трудом при ярком солнце по сильной близорукости.)

Мария Терезия: Католическое возрождение имело более широкую базу, чем происпанская партия, которая в 1590-е гг. стала преемницей дискредитированной Лиги. Была ли их духовность созерцательной, как у кармелитов, или их целью была помощь страждущим, как у визинтандинок и у общества св. Винсента де Поля, или, как иезуиты, они вели миссионерскую и образовательную деятельность, — многие из новых религиозных конгрегации во Франции не были замешаны в политические споры, в том числе и о политической поддержке единоверцев за границей. Иезуиты уже имели обширные международные связи. Берюль, сам бывший их учеником, решил не создавать новый орден, а реформировать французское епархиальное духовенство, считая, что священнический сан, входящий в иерархическую систему, наделяет его владельца более высоким духовным статусом, чем клятвы, даваемые членами религиозных орденов. Общей идеей для мистических источников духовности Берюля была вера в то, что духовное совершенствование человека заключается в отречении, а затем в полном отказе от человеческого естества ради замещения его некоей блаженной личностью, соединенной с Богом, аналогично тому как воплощение соединило человеческую ипостась Христа с божественной. Благочестивая душа может разделить с Марией любовь ее сына и выразить свой отказ от всех личных желаний в известном «обете полной зависимости» от Девы Марии, данном ораторианцами Берюля 8 сентября 1614 г., за чем 28 февраля 1615г. последовал обет, данный Иисусу. Подобные обеты были крайним выражением барочной эмоциональности, но Берюль был достаточно невосприимчив, для того чтобы попытаться навязать их кармелитам, которым, с их более вдумчивым отношением к духовным вопросам и развитой религиозной чувствительностью, они были абсолютно чужды, Хотя моральная теология Берюля была, несомненно, основана на героической преданности религий, тем не менее нетрудно понять, насколько чревата сна была опасностями самообмана, душевной нестабильности и даже паранойи. Очевидно, что воображение может создавать — и создает — религиозные феномены, имеющие порой ужасные результаты, вроде явлений, многими интерпретируемых как одержимость дьяволом или колдовство. Именно в течение 1620-х гг. в окружении Берюля идеи о необходимости истребления естественного начала в человеке и замены его данными свыше моральными нормами начинают перерастать в то, что станет религиозной основой янсенизма — пессимистического по настрою духовного движения, проповедником которого был Жан Дювержье де Оранн, аббат Сен-Сиран. которого Ришелье впоследствии заточит в тюрьму. В 1599 г. Берюль вскоре после его посвящения в духовный сан опубликовал выдержанный в духе неоплатонизма «Трактат об одержимых» (Traite des energumens), обосновывающий реальное существование явления одержимости. Марта Бросье успела бежать в Рим, но в Байонне сожгли около 600 человек, и среди этих жертв были три священника. Для Берюля и Сен-Сирана человеческая натура имеет серьезный изъян, так что от жизни, естественной для человека, необходимо отказаться в пользу жизни ради стяжания благодати. Почти символично то, что Филипп де Шампень, чьи портреты со временем становились все более строгими, стал к 1640 г. по преимуществу янсенистским живописцем, в то время как иезуиты по-прежнему предпочитали видеть сочные полотна Рубенса в своих церквях и его гравюру на фронтисписе огромного тома «Imago primi saeculi», вышедшего в том же 1640 г. к столетнему юбилею ордена.

Amie du cardinal: Джордан Омэнн ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ГЛАВА 9 ДУХОВНОСТЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ (отрывок) Однако начинается французская школа духовности с Берюлля, несмотря на то, что он в некоторой степени находился под влиянием так называемой "абстрактной" школы Бенедикта Кэнфелда, дома Бокузена Картузианца и нескольких капуцинов, принадлежащих мистическим течениям.555 Возможность спокойного и объективного изучения работ Пьера де Берюлля появилась лишь в относительно недавнее время. На протяжении всей своей жизни (1575-1629) он вызывал враждебность у кармелитов, иезуитов и у кардинала ришелье. После смерти Берюлля разные авторы давали ему весьма противоречивые оценки: его либо превозносили за оригинальность (Бремон), либо воспринимали как слабого пересказчика мистики св. Игнатия (Поттье).556 Берюлля тянуло к Богу и всему божественному с ранних лет. Начальное образование он получил у иезуитов; прошел Упражнения для определения своего призвания, затем учился в Сорбонне и, наконец, был рукоположен в епархиального священника. Он был знаком со св. Франциском Сальским (очень высоко отзывавшемся о Берюлле) и способствовал привлечению во Францию кармелиток из Испании, став впоследствии их духовными наставником. Его духовное учение связано с прочитанными им работами св. Франциска Сальского, св. Игнатия и св. Терезы Авильской (ее работы он читал, стоя на коленях), но особенно он почитал учение св. Августина и Отцов Церкви. Поначалу он также находился под влиянием Херпа и Рейсбрука, но в систематическом богословии он придерживался учения св. Фомы Аквинского. Некоторые авторы находят в доктрине Берюлля в связи с ее христоцентричностью отголоски учения св. Гертруды и Лудольфа Картузианца.557 Первой опубликованной Берюллем работой была Brief discours de l'abnegation interieure (Париж, 1597), свидетельствующая о том, что на начальном этапе мысль Берюлля развивалась в направлении абстрактной школы. Возможно, работа была адаптированным переводом на французский с итальянского трактата Breve compendio de la perfezzione, написанного Изабеллой Беллинзага при содействии иезуита Ахилло Галльарди. Как видно из названия, Берюлль трактует самоотречение как необходимое условие для абсолютной покорности Богу. Первое — крайне низкая оценка всего тварного и себя прежде всего, достигаемая частым размышлением о первоосновах и ежедневным переживанием своей ущербности и ничтожности... Второе — высокие представления о Боге, достигаемые не благодаря глубокому проникновению в свойства божественности, вовсе необязательному и доступному лишь немногим, а благодаря абсолютному подчинению себя Богу ради проявления глубочайшей к Нему любви и ради предоставления Ему всей полноты власти над нами и над всем имеющим к нам отношение, отрешаясь от всякой личной заинтересованности.558 Несколько событий, произошедших в жизни Берюлля, заставили его порвать с абстрактной школой и с чрезмерным вниманием к идее самоотречения; он обратился к духовной доктрине, основу которой составляло положительное самопроявление или приверженность Христу. Во-первых, в 1602 г. картузианец Бокузен перевел на французский Perla evangelica (неизвестного голландского автора), а поскольку в это время Бокузен был духовным наставником Берюлля, то последний несомненно был знаком с этим трактатом, о чем свидетельствует работа Берюлля Trois discours de controverse (1609), совпадающая с Perla evangelica и по словарю, и по стилю, и по доктрине,559 в высшей степени христоцентричной. Во-вторых, в 1602 г. Берюлль, совершая под руководством отца Маггио Упражнения св. Игнатия, пережил сильное потрясение самоуничижением Христа. Размышляя о Воплощении Иисуса Христа, в глубине души я во всей полноте осознал высшую благость вечного Слова, которое, являясь Самим Богом, несказанно возвышается над всей тварью и, однако, снизойдя до самоумаления, унизилось до того, что возвело на Свой трон чудовищно грешное и жалкое естество, с которым Само пожелало соединиться в союзе столь тесном, равного которому ни по величию, ни по сокровенности отыскать невозможно. А поскольку в Воплощении заложено наше спасение, то я всем существом своим понял ту громадную меру уничижения, которой надлежит подвергнуть себя каждому, положившему потрудиться во спасение своей души, ибо Сын Божий унизился, дабы начать его в тайне Воплощения уничижением и унижением Своей Божественной и вечной Личности.560 В-третьих, благодаря тесным контактам с монахинями-кармелитками, общины которых Берюлль впервые основал во Франции, став впоследствии их духовным наставником, и благодаря знакомству с работами св. Терезы Авильской он пришел к убеждению о центральном месте Христа в духовной жизни. Именно в это время Берюлль открыл для себя также работы Иоанна Авильского и Луис Леонского, доктрины которых отличались христоцентричностью. Наконец, споры Берюлля с протестантами, послужившие причиной написания работы Trois discours de controverse, вынудили его вернуться сначала к патриотическим источникам, христоцентрическую доктрину которых он воспринял, а затем — к св. Павлу и св. Иоанну. Так постепенно и тщательно формировалось учение Берюлля, нашедшее завершение в основании Оратория Иисуса (1611) под покровительством Христа Первосвященника. Между 1611 и 1613 г.г. Берюлль создает ряд молитв для членов Оратория и кармелиток, находящихся под его руководством. В этот период он расширяет свое учение, отводя в нем подобающее место Деве Марии, и с этих пор уже никогда не говорит о Сыне отдельно от Матери. Однако же общая схема его учения не замыкает мистическую жизнь только на Иисусе или Марии; согласно концепции Берюлля путь к совершенству лежит "через Марию к Христу и через Христа к Троице". К сожалению, в учении Берюлля содержался пункт, вызвавший враждебное отношение кармелитов Дюваля и Галлемана и прервавший дружбу Берюлля с м-м Акари (1566-1618), вступившую в орден кармелиток "неполноправной" сестрой с именем Мария Благовещения. Этот же пункт послужил причиной осуждения его работы Elevations универсисте-тами Лувэна и Дуэ.561 Пункт, о котором идет речь, заключался в положении Берюлля об "обете рабства Иисусу и Марии". Вследствие ли чересчур пессимистичного истолкования св. Павла или св. Августина или же в результате реакции на неоправданное возвеличивание человеческой природы и свободы гуманистами, Берюлль смотрел на человека как на "самую низменную и бесполезную тварь среди всех; именно как на пыль, грязь, кучу гнилья".562 Человек поэтому должен неустанно бороться со своей немощностью и греховностью, сохраняя при этом глубокую убежденность в том, что он необходим для излияния Божией благодати. Он должен бороться за достижение состояния полной самоотдачи и преданности Богу, однако достичь этого можно только ценой героического самоотречения, которое в свою очередь, содержит различные составляющие: добровольное отречение от всех чувственных и духовных форм утешения, чтобы создать в душе "способность к милосердию"; горячее желание любить Бога всем сердцем, сопровождающееся рабской просительной молитвой об этом; открытие души делам воплощенного Слова и желание того, чего желает Христос; и, наконец, постоянное пребывание в состоянии полного самоуничижения перед Христом, достигаемое принесением обета святого рабства Иисусу и Деве Марии. Тогда в человеке не остается ничего от самого себя, все отдается на волю Христа.563 Обет рабства Берюлль вводил с расчетом только на членов Оратория и Кармеля, продвинутых на пути христианской святости. Однако об обете узнали более широкие круги, и он вызвал нападки богословов, усматривавших в доктрине Берюлля пусть только семена, но семена янсенизма, квиетизма, лютеранства, либо же абстрактной мистики Нидер-ландов и Псевдо-Дионисия, к этому времени уже попавшей в немилость. По настоянию друзей Берюлль написал в защиту своего учения и для его разъяснения великолепную работу Grandeurs de Jesus.564 Обет рабства Иисусу и Деве Марии представлялся уже не так, как вначале, то есть не как акт, связанный с ограниченным кругом тех, кто поднялся на высшие ступени духовной жизни, но как логическое следствие обетов, приносимых всеми христианами при крещении. Для оправдания свого учения Берюлль сместил акцент с самоотречения человека на "порабощенность Человечества Христа в гипостатическом единстве". Человеческая природа Христа, рассматриваемая отдельно от Божества Его Личности, находится "по существу в порабощенном состоянии и пребывает в нем постоянно и вечно по отношению к Божеству по причине самой ее природы и ее состояния".565 Следовательно, если мы отдадим себя Христу в подобное же рабство, то сможем принадлежать Ему безраздельно и, таким образом, соучаствовать в Его жизни и милосердии. Обет же рабства Христу, составленный Берюллем, звучал так: «С этим желанием я прибегаю к Тебе, Господь мой Иисус, к Твоему обожествленному Человечеству, поистине Твоему в Его обожествленности и поистине моему в Его уничиженности, скорбях и страданиях; Тебе и Ему приношу я в жертву и в дар абсолютно и окончательно все, что во мне от Тебя, по естеству и по благодати... И вот отдаю я всего себя Тебе, мой Иисус, Твоему пресвятому Человечеству, на последнее из последних унижение и повиновение, о каком помыслить могу: унижение рабства и рабское повиновение, которое, разумею, восходит к Твоему Человечеству как по причине величия, обретенного Им в гипостатическом единстве, так и по крайнему добровольному уничижению, до которого Оно умалилось и унизилось ради моего спасения и прославления Своею жизнью, распятием и смертью... Этой цели и этой клятве я посвящаю и отдаю мою душу, мое положение, жизнь мою отныне и на веки во власть, в зависимость, в рабство Тебе и Твоему Человечеству, так же обожествленному и так же уничиженному. (Oeuvres complиtes, с. 490)» Дева Мария, почитаемая Матерью Божией, также достойна принесения обета святого рабства, который Берюлль выразил следующими словами: «Перед Иисусом Христом, Господом моим и Спасителем, посвящаю себя и приношу обет вечного рабства Пресвятой Его Матери, Преблагословенной Деве Марии. В знак вечного почитания Матери и Сына, я желаю поработиться Ей как Матери Бога моего, дабы превозносить в большем уничижении и святости это столь высокое, божественное имя; и предаю себя в рабство Ей в честь дара, сотворенного вечным Словом, принявшим от Нее сыновство в тайне Воплощения, снизойдя до него в Ней и через Нее. (Oeuvres complиtes, с. 527)» Изложив доводы в защиту обета рабства Иисусу и Деве Марии, Берюлль углубляется в богословие Троицы и тайну Воплощения.566 Представления Берюлля о Боге укладываются в традицию Псевдо-Дионисия и Платона в ее изложении св. Августином и рейнландскими мистиками. Он любил созерцать Бога в Его сущности, отдельно от мира и трансцендентно, однако не как Бога философов, но как Бога божественного откровения. Как и св. Августин, Берюлль предпочитал изучать божественное единство, являвшееся, по его мнению, главным свойством Бога. Он представлял троичность и единство Бога как "находящиеся в диалектическом противоречии моменты, комплиментарные и онтологически одновременные".567 Как источник Божества Бог Отец — закон жизни Троицы, но Он одновременно есть альфа и омега. По отношению к воплощенному Слову Отец суть отец и мать. Берюлль редко обращается к Слову иначе, чем в терминологии Воплощения, однако, ког да этого случается, он прибегает к томистким терминам: интеллектуальное происхождение и образ Отца. Святой Дух "создается" как субстанциальная любовь, которая есть результат взаимного познания Отца и Сына. Воплощение, согласно Берюллю, есть главный творческий акт Бога, а потому, оно, видимо, произошло бы, даже если не было бы необходимости в искуплении человека. Это событие универсального, космического характера, устанавливающее новый порядок благодати, источником и законом которого является Христос. Мы рождены от Христа по благодати, как Он рожден от Отца по природе. Отцовство Христа по благодати есть повторение всего в Боге (терминология св. Иринея, основанная на учении св. Павла); Христос суть микрокосм (терминология св. Григория); Христос суть архетип всей вселенной (платоновское выражение). Однако же, когда Берюлль попытался глубже проникнуть в тайну гипостатического единства, то подвергся критике кармелитов и бывшего ораторианина Херсента за свое утверждение, что в Воплощении человеческая природа Христа соединяется с Божественной сущностью. Вот его аргументация: Если Личность Слова соединяется с этим человечеством, то соединяются сущность и природа Слова. И это человечество Господа нашего Иисуса Христа принимает и вмещает в себя не только личностное, но и сушностное бытие Бога; ибо Слово суть Бог, Бог суть Человек, и Человек суть Бог, согласно наиболее известным и наиболее общим понятиям веры. Слово есть Бог по Божественной сущности, и Бог есть Человек по человечеству. Человек же есть Бог по Божеству, воспринимаемому человечеством с природой вечного Слова, однако же пониманию недоступно то, как это личностное бытие Бога передается с сущностным Его бытием.568 Берюлль также называет Воплощение некоей "второй Троицей", исходя из того, что, если первая — Троица "природы в единении с сущностью", то вторая — троица "сущности в единении с природой", а именно: душа, тело и Божество Иисуса. Первая Троица божественна, несотворенна в Ее Лицах и Сущности; вторая троица божественна в Лице, но человечна по двум своим сущностям. Защищаясь от обвинителей, Берюлль утверждал, что его доктрина о гипостатическом единстве основана на учении св. Фомы Аквинского. Последние годы жизни Берюлля протекали отнюдь не спокойно. Во-первых, он вступил в богословский конфликт с иезуитами, обвинив их в неоязычестве. По его мнению, они предоставляли человеку чересчур большую свободу и возлагали на него чересчур большую ответственность в деле оправдания и спасения, тогда как Берюлль считал, что необходимо более точно следовать учению св. Августина и св. Фомы Аквинского. Во-вторых, сам Берюлль подвергся нападкам кардинала Ришелье, весьма враждебно высмеившего мистическое учение Берюлля.569 Тем не менее, невзирая на трудности, Берюлль за эти годы написал руководство для настоятелей Оратория, хвалебный гимн в честь св. Марии Магдалины (как говорят, один из самых прекрасных) и описание жизни Христа. Умер он 2 октября 1629 г. у престола, совершая вотивную мессу в честь Благовещения (Incarnation).570 В течение пятнадцати лет после смерти Берюлля о нем почти не вспоминали, однако его учение было увековечено благодаря его ученикам, особенно Бургоуингу, посвятившему всю свою жизнь пропаганде христоцентрического учения Берюлля. Можно указать несколько причин непродолжительности посмертного влияния Берюлля, однако главная, видимо, состоит в том, что его затмили Кондрен, Олье и Боссюэ - самый яркий из них. К числу других причин относятся уничтожительная критика в его адрес кардинала Ришелье, враждебность иезуитов, безразличие многих ораториан, а также архаичный, тяжеловесный стиль его книг. Тем не менее один из писателей утверждал: "Как невозможно читать трактаты св. Августина... не переживая самоуничижения, или трактаты св. Терезы, не узнав молитвы любви, так невозможно читать трактаты кардинала де Берюлля, не наполняясь благоговением перед Богом и тайнами Его Сына".571 Сказанное выше о Берюлле, отдавая ему должное, обобщает его духовное учение, в основании которого покоится добродетель веры 572 и устремленность к соучастию в тайне Христа. Исходя из августиновского взгляда на человеческую греховность и убогость, Берюлль подчеркивает потребность человека в Боге. Однако и сам человек имеет в себе отпечаток Божественного образа и естественное стремление к Богу. Напряжение между убогостью человека и его стремлением к Богу может быть снято только благодатью, исходящей от Христа. Таким образом, освящение души происходит двояким образом: Божиими делами, совершаемыми в душе, и делами души, направленными к Богу. Первые суть благодать, вторые — добродетель. Однако благодать внутренне связана с тайнами Христа, ибо Христос не только посредник в передаче благодати, но и сам благодатный источник. Так же, как человечество Христа никак не может существовать отдельно от Божества Лица-Слова, так и в духовной жизни мы не можем жить жизнью Христа, пока абсолютно не лишимся своего "я" и не предадимся Христу. Поэтому через благодать в человеке устрояется новый порядок, проявляющийся в "преданности" Богу через добродетель веры. Для Берюлля участие в тайне Христа — это не просто "подражание Христу", что носило бы чисто внешний характер, это — прямое соединение с жизнью и деяниями Христа, в особенности же с молитвой и чувствами Христа, с Его поклонением Отцу. Поклонение — самая важная для христианина форма деятельности в подражании Христу. Только Христос может напитать сполна добродетель веры поклонением Отцу; следовательно, приверженность Христу охватывает духовность поклонения — поклонения, укорененного в любви, ибо Бог, Которому мы поклоняемся, есть и наша последняя цель, в которой мы обретаем счастье и покой. Объясняя доступные христианской душе формы участия в тайне Христа, Берюлль говорит о тайнах или событиях в жизни Христа как о "состояниях".573 Каждая тайна или событие является историческим, переходным действием, законченным и неповторимым, и одновременно вечным проявлением "устремлений и внутренних переживаний Господа нашего".574 Последнее как раз и понимается Берюллем как "состояние", вечное "состояние"; оно не изменяется, так как слито с Воплощением, вечной и неизменной тайной. Берюлль говорит: Тайны Иисуса Христа в каком-то отношении — прошлое, в другом же — они не проходят, они есть, они вечны. Прошлое — в смысле их совершения, но они есть в смысле их добродетели, непреходящей, как непреходяща любовь, сопровождавшая их совершение... Дух Божий, содеявший эту тайну, внутреннее состояние внешней тайны... всегда жив, реален и пребывает в Иисусе... Это обязывает нас трактовать все связанное с Христом и тайны Христа не как принадлежащее прошлому и нечто несуществующее, но как нынешнее, живое и даже вечное, от которого и мы должны получить плод настоящего и вечного.575 Великолепное средство соучастия в тайнах Христа — литургия, являющаяся одновременно и цепью исторических событий или тайн жизни Христа, и сакраментальным средством вхождения во внутреннее и внешнее состояние Христа, в вышеуказанном понимании. Христос — воистину великая Святыня христианского благочестия и первейшая Святыня христианской веры.576 Наконец, душе необходимо научиться преданности Христу, что осуществляется вмешательством Святого Духа. А потому душа должна быть покорной Духу, полностью отрекшись от себя. В разработке и детализации духовного учения Берюлля особое значение принадлежит трем личностям: Кондрену, Олье и св. Иоанну Оду. Бремон утверждает, что понятие преданности Христу по-разному выражалось ведущими богословами французской школы: "У Берюлля — несколько более обобщенная "преданность" Лицу-Слову воплощенному; у Кондрена — некая более конкретизированная преданность Христу умершему и воскресшему; наконец, у Олье — преданность наиболее глубокой, наиболее строгой, наиболее истовой, и, следовательно, наиболее реально действующей и действенной прикровенности (annihilation) Того же Слова в Евхаристии".577 Св. Иоанн Од обобщил это в культе почитания Святого Сердца Иисуса и в семнадцатом веке был самым выдающимся апологетом этой доктрины. Примечания 555 Cp. J. Huyben, Aux sources de la spiritualite francaise du XVIIe s , в SupplVieSpirit, decembre 1930-mai 1931 556 Cp. H. Bremond, L'Histoire litternire du sentiment religieux, vol. 3, Pans, 1921, J. Dagens, Berulle et les origines de la restauration catholique (1575-1610), Pans, 1952; P. Cochois, Berulle et l'Ecole francais. Pans, 1963, J. Orcibal, Le cardinal de Bernie evolution d'une spiritualite, Pans, 1965 557 Cp. A. Molien, "Berulle", Dictionnaire de Spiritualite, Vol. 1, pp. 1539-1581 558 Oeuvres complиtes de Berulle, ed. J. P. Migne , Paris, 1856, p. 879. Абстрактная школа очень скоро пришла в упадок, так как чересчур уклонилась в дионисиеву традицию и так как отдельные ее сторонники обвинялись в лютеранских тенденциях. Во Франции абстрактная школа практически исчезла к 1623 г. 559 A. Molien, цит. соч., DictSpirAscMyst, Vol. I, pp. 1539-1581. 560 Oeuvres complиtes de Berulle, pp. 1293-1294. 561 Ср. P. Cochois, "Berulle et le Pseudo-Denys" в RevHistRel, 1961, pp. 175-214; "Berulle hierarque dionysien" в RevAscMyst, n. 147, 1961, pp.314-353; n. 151, 1962,pp.354-375. 562 Cf. Oeuvres complиtes, p. 880. 563 Ср. там же, с.с. 159; 567; 1136; 1195; 1573-1579. 564 Его работа вышла в 1623 г. под названием Discours de l'etat et grandeurs de Jesus, par l'union ineffable de la divinite avec l'humanite et de la dependance et servitude qui lui est due, et а sa trиs sainte Mиre, ensuite de cet etat admirable. Она выдержала четыре издания между 1623 и 1634 г.г. 565 Ср. Oeuvres complиtes, pp. 181; 182-185. 566 См. Grandeurs de Jesus, discourses 3 and 4. 567 Ср. P. Henry, "La mystique trinitaire du bienheureux Jean Ruusbroec" в Melanges Lebreton, 1952, Vol. 2, p. 340. 568 Ср. Grandeurs de Jesus, 9, 4, 231. 569 Некоторые историки полагают, что враждебность Ришелье по отношению к Берюллю объясняется их политическими разногласиями и тем, что иезуиты отвергали Берюлля, опасаясь, что успехи ораториан превратят их орден в силу, угрожающую самим иезуитам. 570 В 1637 г. ораторианин Gibieuf отредактировал и издал под названием Grandeurs de Marie обнаруженные после смерти Берюлля рукописи. Другой ораторианин Francis Bourgoing, третий верховный генерал ордена ораториан, отредактировал и издал в 1644 г. полное собрание работ Берюлля, переизданное в 1657 г. и в 1663 г.: Les Oeuvres de l'eminentissime et reverendissime P. cardinal de Berulle, Paris, 1644. 571 P. Amelуte, La vie due P. Charles de Condren, Paris, 1643. 572 Бургоуинг (Bourgoing) утверждал, что Берюлль возродил в Церкви дух веры и культ поклонения Богу Отцу (Oeuvres, Preface, pp. 102-103). 573 Ср. Oeuvres, с. 350. 574 Ср. цит. соч., с.с. 1052-1053. 575 Там же, с.с. 998; 1022; 1055; 1362, по тексту 576 Ср. Molien, "Berulle" в DictSpirAscMyst, Vol. 1, p. 1554. 577 H. Bremond, цит. соч., Vol.,3, pp. 490-491.

Amie du cardinal: 12 сентября 1624 года Ришелье написал это письмо Берюлю. Речь идет о переговорах Папы Римского с французским послом по поводу бракосочетания Генриетты -Марии.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Гробница кардинала Берюля Оказывается, кардинал Пьер де Берюль был похоронен в основанной им Оратории Лувра, которая сейчас является протестантской церковью! Обо всём по-порядку: Вид из окна Лувра Барочный фасад XVIII века Официальное название церкви - протестанткая церковь оратории Лувра. Она находится напротив Лувра на пересечении улиц Сен-Оноре и Оратории. В 1611 году Пьер де Берюль основал фонд Конгрегации Священников для подготовки священников теологически и духовно, которые смогли бы противостоять влиянию Реформации. В 1621 году начинается строительство церкви по проекту архитектора Жака Лемерсье (ещё одно строение Великого архитектора!). В 1623 году Людовик XIII объявляет ораторию королевской часовней Лувра. Но, к сожалению, или к радости, в 1625 году работы приостановились и возобновились только в 1740 году! В 1629 году умер основатель оратории кардинал Берюль, его похоронили в этой церкви, создав потрясающую гробницу, остатки которой можно теперь лицезреть в Лувре. С 1642 по 1683 года в оратории поминали кардинала Ришелье, короля Людовика XIII, королеву Анну Австрийскую, канцлера Сегье и королеву Марию-Терезу. В 1740 возобновилось строительство - возвели два последних пролета и красивый барочный фасад. 14 декабря 1792 года конгрегация ораторианцев была запрещена, а в 1793 церковь разграбили. Наполеон восстанавливает ораторию в 1811 году в качестве протестанской церкви. В 1889 году открывают памятник адмиралу Гаспару де Колиньи на улице Риволи рядом с ораторией, а в 1962 воссоздают орган. Оратория внутри, современный вид: Памятник Гаспару де Колиньи Вот так оратория выглядила до революции:

МАКСимка: Пьер де Берюль, работа Бальтазара Монкорне:

МАКСимка: Франсуа Блюш о Пьере де Берюле: Этого кардинала принимали за блаженного. Таллемам де Рео Один из самых святых людей, которых я знал. Винцент де Поль Существует один Бог, и все в Его присутствии является чистым небытием. Пьер де Берюль Пьер, кардинал де Берюль (1575—1629), создатель и эталон «эпохи святых», никогда не был канонизирован. И отнюдь не Ришелье — который был младше его на десять лет и являлся его неблагодарным должником, всемогущим соперником и победителем — провел из любви к нему (даже если втайне им восхищался) процедуру беатификации. Их карьеры какое-то время развивались параллельно, но позже пересеклись: на первый взгляд из-за политики, в реальности — по причине их противоположных моральных и религиозных взглядов. Ришелье никогда не признавал Берюля, но тот всегда оставался для него живым упреком. Не лишенный дипломатии (Ришелье, однако, был уверен, что Ботрю де Сарран стоил в этой области "двух Берюлей"), Пьер де Берюль ненавидел прагматизм, присущий публичному человеку. Будучи министром, он никогда не руководствовался так называемыми государственными соображениями. В богословии Арман Жан дю Плесси в сравнении с Пьером де Берюлем был сущим ребенком. В плане политическом тот же Берюль был младенцем по сравнению с министром-кардиналом. Снисходительный Берюль поддержал позицию епископа Люсонского перед королевой-матерью, способствуя ее примирению с сыном. В 1624 году он играл одну из главных ролей (особенно при получении папского позволения) в устройстве бракосочетания Генриетты Французской — дочери Генриха IV — с будущим Карлом I Стюартом Английским (Берюль мечтал вернуть Англию в лоно католической церкви). Он способствовал франко-испанскому сближению в 1627 году и поддерживал Ришелье в его схватке с Ла-Рошелью. Берюль дал множество превосходных советов при выборе новых епископов. Зато он никогда не разделял взглядов Ришелье по поводу Вальтеллины. Он до конца оставался предан Марии Медичи. Он все больше одобрял Мишеля де Марильяка и его поклонников, осуждая даже косвенный захват позиций, имевших целью повергнуть католическую Испанию. Он считал, что Франции следовало бы встать «во главе католической политики, Gesta dei per Francos (Деяний Божьих, осуществляемых через франков (название хроники времен Крестовых походов). Великая цель - воссоздать христианский мир; средствами к чему является союз с Испанией и обращение Англии» (Жан Данжен). Кардинал де Беhюль, возможно, не являлся главой «партии святош» (В 1629—1643 годах он вместе со своим преемником, аббатом Сен-Сираном, был скорее вдохновителем, чем главой «партии святош), но он был ее крестным отцом, ее покровителем, вдохновителем, ее живым символом. Одному Богу известно, какая жестокая судьба — изгнание? слежка? требование отставки от приората? — ожидала бы его на следующий день после «Дня одураченных» (11 ноября 1630 г.). Однако, попав в опалу 16 сентября 1629 года, 2 октября Берюль благоразумно скончался... Мы называем этого замечательного человека «создателем эпохи святых», и это не случайные слова. В духе Тридент-ского собора и по примеру Карло Борромео Берюль, похоже, воплотил в самом себе самое убедительное из того, что предложила Контрреформация: «тесно сочетая набожность с догмой, какой на самом деле оказалась личная благодать Бе-рюля» (Бремон). С помощью своей кузины госпожи Акари он основал в Париже первый французский орден терезиан-ских кармелитов (1604); уже в 1629 году во Франции насчитывалось 43 кармелитских монастыря. В том, что Берюль интересовался орденом кармелитов, не было ничего удивительного: как и Тереза Авильская, он был одновременно созерцателем и деятельным человеком. Не случайно последователем Берюля являлся Винцент де Поль («Самый великий из наших тружеников, он подарил нам мистицизм» (Бремон). Любовь к ближнему в нем органично соединилась с мистицизмом. Берюлю приписывают также основание ордена урсулинок (1610), он неоднократно помогал в реформе орденов, конгрегации и многочисленных аббатств. Он вдохновил Бурдуаза на строительство приходской церкви и семинарии Сен-Николя-дю-Шардонне. Его имя и его влияние обнаруживаются в самом духовном течении Контрреформации от Кондрена Бургоня, Винцента де Поля и Ольера де Боссюэ. Но его самым грандиозным деянием было создание французской оратории (1611-1613), удачной адаптации одно- именного римского учреждения, задуманного снятым Филлипом Нери. Первая идея была богословской. Берюль, простой священник, захотел «возвысить состояние священства». Светский священник, подавленный престижем своего собрата-монаха, не пользовался особым уважением. Давно позабыли, что он, по выражению Тридентского собора, «ежедневно служил каналом для необыкновенного чуда, называемого преосуществлением» (Христианская доктрина реального присутствии Иисуса Христа в освященной гостии.) Верный служитель Христа оказывался как бы уничижителем веры. Прибавьте сюда моральный и социальный аргументы. Священник 1610 года --по крайней мере во Франции после полувека религиозных войн - - нечасто становился таковым по призванию (Не таков и случай Ришелье). Он был или материально заинтересован в своей должности, или безразличен к ней и представлял собой нечто вроде церковного наемника, а не ревностного апостола, носителя слова Божия. Созданная в 1611 году Берюлем под единым патронатом Христа и одобренная папой Павлом V 10 мая 1613 года, новая конгрегация принялась собирать, а вслед за тем и воспитывать людей, «призванных исполнять все функции, приличествующие священному ордену, не заботясь о бенефициях и оставаясь подчиненными епископальной юрисдикции» (Ж. Виар). Руководство в монастырях-ораториях было лучше, чем в ораториях Нери, и они были более автономны, чем оратории иезуитов. Оратории — в 1629 году во Франции насчитывалось 17 монастырей — в самом деле отвечали идеалу, о котором мечтал их благочестивый основатель. «Большей частью они были хорошими монастырями, к тому же наименее мирскими, насколько это возможно; строгими, даже суровыми и очень простыми... Они имели особый статус. Этого требовало их происхождение, их интеллектуальное образование, а еще больше возвышенность их духовной доктрины» (Анри Бремон). Последнее не было исключительным достоянием ораторий. Благодаря Берюлю та же возвышенность была предложена всему западному христианскому миру, особенно членам мирских клерикальных институтов, основанных в подражание ораториям: лазаристам Винцента де Поля, созданным в 1625 году, сульпицианцам Олье (1641), эудистам, основанным в 1643 году. Она была определена и уточнена в многочисленных сочинениях «апостола Сущего Глагола» (Урбан VIII), особенно в его magnum opus (Главное дело (лат.): «Рассуждения о состоянии и по честях Иисуса Христа через невыразимый союз божественно сти с человечностью в подчиненности и покорности, которые ей присущи, и отношении Пресвятой Богородицы к этому восхитительному состоянию». Это произведение вышло в свет в феврале 1623 года. (Ришелье уже был кардиналом, Берюль еще нет.) Оно будет переиздано еще раз в июле и еще два раза до 1634 года; о нем вспомнят вновь в 1644 году, когда Бургонь опубликует «Полные сочинения» основателя'французской оратории. Доктрина Берюля была теоцентрической: «Бог, — по его словам,--является нашим началом и концом». Величие есть самый значительный из множества атрибутов Господа. Но Бог, о котором идет речь, не является «Богом философов и ученых» (Паскаль) — это Бог Откровения, обрамленный тремя чудесами веры (Троицей, Воплощением и Искуплением). Все эти чудеса сильно занимали Берюля; но, как замечает аббат Бремон, набожность побуждала его предпочитать Воплощение. Отсюда следует, что догмы и благочестие являлись для него и его последователей неразделимыми. Теоцентризм «О состоянии и почестях Иисуса Христа» является, следовательно, прежде всего христоцентрическим. Этот христоцентризм является в высшей степени библейским, поскольку Новый Завет определял Христа как посредника между Творцом и его творениями и провозглашал, что отныне к Господу можно прийти только через Христа. К тому же христоцентризм может лишь направить набожность которая молчаливо хранится в сердце и обращается к Христу. Именно здесь корень различий. Для Людовика XIII, кардинала Ришелье, для большинства католиков и протестантов того времени Бог справедлив, как король, и суров, как он же. Все они боялись ада. Бог Берюля, напротив, был Богом, воплощенным через любовь, осужденным и распятым за доброту, Богом прежде всего милосердным и любящим. По своему значению этот образ Бога можно сопоставить лишь с системой Коперника или по крайней мере с народной набожностью. Наивное, пылкое поклонение сердцу Иисуса (Святому Сердцу) от святого Жана Эда (1601—1681) до Маргариты-Марии (1647—1690), подхваченное культом сердца Богоматери и ставшее чем-то вроде противоядия скептицизму эпохи Просвещения, явилось следствием объединения догмы и мистицизма, характеризующего основателя Оратории. За пределами доктрины он также предлагал своим сторонникам обет служения Марии, которого требовал от священников Оратории и который Гриньон де Монфор горячо проповедовал в своих миссионерских походах внутри страны. Еще он предложил обет служения Иисусу, мало соответствующий христианской свободе, проповедуемой протестантами, - - наивную форму набожности, которую Берюль навсегда отметил знаком любви. Пьер де Берюль, всегда проводивший мессу с бесконечным благочестием, --скончался в святости у алтаря» 2 октября 1629 года".

МАКСимка: Кстати, Пьер де Берюль ведь был двоюродным братом канцлера Сегье. Тетка канцлера Луиза, окончившая свои дни в кармелитском монастыре, вышла замуж в 1573-м году за Клода де Берюля, барона де Сантен-От, синьора де Вьельвержера, канцлера парламента, представителя судейской клики. У них было двое детей - Пьер, будущий кардинал и основатель французской ветви ордена ораторианцев и дочь Мария.

Amie du cardinal:

Amie du cardinal:

Amie du cardinal:

МАКСимка: В 1619-м году именно Пьеру Берюлю (который помогал регентше приобрести земли для постройки Люксембургского дворца) Мария Медичи доверила вызов Ришелье из Авиньона. Берюль был должником епископа, который разместил у себя в Люсоне вторую обитель ораторианцев.

Amie du cardinal: В современной Франции издаются как книги о Берюле, так и книги самого Берюля. Petite vie de Pierre de Bérulle Pierre de Bérulle... un nom ignoré du grand public, un homme méconnu par les historiens... et cependant, une des personnalités les plus remarquables du XVIIe siècle français. Il a marqué profondément la spiritualité chrétienne par la vigueur et l'originalité de sa pensée. Il a combattu sans faiblir pour réveiller la ferveur de l'Église et rénover son clergé. Il a introduit en France le Carmel réformé de Thérèse d'Avila... et, à sa mort, quarante-trois couvents auront été créés. Il s'est inspiré de Philippe Néri pour fonder « l'Oratoire de Jésus » (implanté en dix-huit ans dans quelque quarante lieux). Il eut pour amis Madame Acarie et François de Sales, et pour disciples Jean Eudes, Jean-Jacques Olier, Vincent de Paul, Grignion de Montfort. Le pape Urbain VIII l'appela « l'apôtre du Verbe Incamé ». Louis XIII et Richelieu ont souvent requis ses dons de médiateur, mais n'ont pu faire de lui un politicien : Dieu et l'Église étaient toujours premiers dans ses choix. Une vie trop brève (1575-1629), dont le rayonnement n'a jamais cessé. L'influence de Bérulle s'exerce aujourd'hui à travers l'Oratoire de Jésus et les oratoriens ; elle est accrue par l'édition ou la réédition de ses nombreux écrits. Quatrième de couverture Au lecteur avide de formation chrétienne solide, ce livre va à l'essentiel en permettant de faire d'une pierre deux coups. Avancer personnellement vers une plus... grande liberté intérieure, en comprenant mieux ce pour quoi est faite la liberté : donner notre adhésion pleine et entière à l'amour de Dieu pour nous. L'auteur, religieux, moraliste et familier des publics jeunes, sait de quoi il parle et à qui il s'adresse. Rendre ensuite accessible une grande figure de la mystique chrétienne à l'influence déterminante pour l'histoire de la spiritualité française : Pierre de Bérulle. Un petit livre facile à lire, qui donne du souffle et approfondit le sens d'une vraie liberté à découvrir dans le Christ. Quatrième de couverture On a souvent présenté Pierre de Bérulle comme un auteur difficile d'accès. Première oeuvre spirituelle en français, avec celle de François de Sales, elle se situe avant Le Cid de Corneille et le bel équilibre de la langue classique. Pourtant, il y a chez lui une telle passion de l'homme et de Dieu, de la culture littéraire et scientifique de son époque, qu'éclate, dans certaines pages, un véritable génie du verbe qui annonce Pascal. C'est que Pierre de Bérulle tente de pénétrer le mystère de la rencontre de l'humain et du divin, en Marie, puis en ce petit d'homme, Jésus de Nazareth ; alors les définitions de la théologie éclatent sous sa plume, dans une heureuse confrontation des extrêmes, dans le choc de l'infiniment grand et de l'infiniment petit, de la fragilité et de la toute-puissance. Converti par les carmélites, filles de sainte Thérèse d'Ávila qu'il a fait venir d'Espagne pour établir le Carmel en France, le fondateur de l'Oratoire va réussir à illustrer sa méditation avec la même poésie qui habite les plus belles pages des prophètes et des Pères de l'Église dont il se nourrit chaque jour. Pierre de Bérulle est vraiment l'Apôtre du Verbe incarné, titre que lui donnait le pape Urbain VIII. Quatrième de couverture Haute figure de l'Ecole française de spiritualité, fondateur de l'Oratoire et précurseur dans le domaine de la formation du clergé, Pierre de Bérulle (1575-1629) n'est pas un théologien de profession ; il se méfie «de la théologie des écoles», nous dirions aujourd'hui «d'une théologie seulement intellectuelle». Il est un spirituel et un homme d'action. Cependant, face aux critiques et aux calomnies dont il est l'objet, il prend la plume. Il laisse alors voir l'ampleur de son érudition et de ses lectures. Il manifeste un étonnant souci de rigueur dans le raisonnement, d'exactitude dans la doctrine et de précision dans l'expression. Il connaît bien, et fait siennes, les aspirations de son temps, sans se laisser néanmoins aveugler par les modes théologiques et les exagérations simplistes. Il se montre ainsi un précurseur en même temps qu'un guide sûr, qu'il s'agisse de la liberté chrétienne, de l'humanisme, de la kénose ou de la «mort de Dieu». Le cardinal Pierre de Bérulle (1575-1629) est un homme dont l'influence fut, et demeure, considérable. Introducteur des carmélites en France, fondateur de l'Oratoire, personnage important en politique, « à qui, selon Bossuet, la pourpre romaine n'a rien ajouté, tant il était déjà relevé par le mérite de sa vertu et de sa science » ; il reste surtout dans l'histoire comme un auteur spirituel dont le rayonnement fut immense. Mais le premier contact avec sa pensée et son style déconcerte souvent le lecteur peu habitué à cette langue proche encore du latin. Ce petit livre est une initiation. Il présente quatorze méditations de Bérulle sur les principaux mystères de la vie du Christ. Pour faciliter la lecture de ces textes, l'orthographe, le style et certaines tournures de phrases ont été adaptés au langage contemporain. Quatrième de couverture Bérulle est l'initiateur et le maître de ce que l'on appelle « l'École française » de spiritualité qui a beaucoup marqué le clergé français à travers de nombreuses familles religieuses (Oratoriens, Eudistes, Sulpiciens, Lazaristes...) L'Élévation sur sainte Madeleine est l'une des dernières oeuvres de Bérulle. Composée à partir d'entretiens avec la jeune reine d'Angleterre, Henriette de France, elle garde une grande liberté de ton et d'écriture. Le pèlerinage à la Sainte-Baume, lieu présumé de la retraite de Madeleine, était très en vogue au XVIIe siècle. On venait y prier la pécheresse repentie. Bérulle se situe tout autrement. Pour lui, Madeleine est le modèle de l'âme livrée au Christ Son péché est à jamais effacé dès sa première rencontre avec Jésus Ce court traité, qui propose un chemin de conversion vers la mystique la plus haute, est en même temps l'un des premiers grands textes de la langue française

Amie du cardinal: Бюст Пьера Берюля в парижской церкви Сент-Эсташ.

Amie du cardinal:

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: В Лувре хранится кенотаф сердца Пьера Берюля, заказанный в 1653 году Эдуаром Камю, бывшим прокурором высшего податного суда, для часовни Сент-Мадлен главного кармелитского монастыря на улице Анфер. Скульптор Жак Сарразен завершил работу над памятником в 1657 году. Для Пьера де Берюля было изготовлено три надгробных монумента: во-первых, гробница для тела (работа Мишеля Ангье (Michel Anguier)), которая располагалась в церкви Оратории (от нее сохранился лишь бюст, который сегодня находится в церкви Сент-Эсташ); во-вторых, памятник du bras droit (?) для церкви новициев Оратории (работа Жака Саразена), сегодня в коллеже де Жюйи (collège de Juilly) (Сена-и-Марна). К сожалению, я так и не смог найти фотографию этого монумента. Надеюсь, что у моих коллег-форумчан получится это лучше. И, наконец, "сердечная" статуя, исполненная также Саразеном, хранится в Лувре.

МАКСимка: МАКСимка пишет: советником французской королевы Марии Медичи После внезапной кончины Берюля во время мессы 2 октября 1629-го года венецианец Контарини писал, что тот был "единственным советником королевы-матери, которая испытывала к нему большую привязанность и подле которой он имел огромное доверие. Берюль также был очень близок с послом Испании. Он выказывал самый большой интерес к делам католического короля. Его утрата не нанесла ущерб делам в Италии и интересам Республики в частности. Эта смерть не сильно опечалила кардинала Ришелье, поскольку Берюль его уравновешивал подле королевы-матери, что позволяло Берюлю постоянно наносить удары министру". Будучи советником Марии Медичи, Берюль уже давнее время знал Мишеля де Марийака. Они познакомились у мадам Акари, основательницы французских Кармелиток. В 1619-м году Берюль участвовал в переговорах в Ангулеме. В 1627-м году он стал кардиналом по настоятельной просьбе как королевы-матери, так и самого Ришелье. Во время осады Ля-Рошели Берюль оставался в столице вместе с Марией Медичи, которая выступала в роли временной регентши. Будучи противником вмешательства Франции во внешние дела, Берюль, возможно, является наиболее ответственным за падение кардинала в глазах Марии Медичи. Информация из Louis XIII par Pierre Chevallier

МАКСимка: МАКСимка пишет: В 1627-м году он стал кардиналом по настоятельной просьбе как королевы-матери, так и самого Ришелье. Более того, именно благодаря Ришелье Берюль получил доступ в королевский совет, хотя первые разногласия между двумя прелатами появились очень быстро, во время Совета 26 декабря 1628-го года, посвященного кризису Мантуи. И, как замечает Птифис, Берюль критиковал также в свое время строительство дамбы Ля-Рошели, считая, что город падет сам, с помощью божьего вмешательства.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: город падет сам, с помощью божьего вмешательства Раз Бог вообще допустил существование Лютера, Кальвина, процветание протестантов в той же Ля-Рошели и прочее, и прочее, надеяться на это было, по меньшей мере, смешно. Представляю, как это могло раздражать здравомыслящего Ришелье. На Бога надейся, но и сам не плошай.

Amie du cardinal: Pierre de Bérulle et les protestants

Amie du cardinal: Эта гравюра у нас уже встречалась. Теперь наиболее чёткий и крупный вариант.

Amie du cardinal: Жак Сарразен Надгробный памятник сердца кардинала Пьера де Берюлля. 1653-1657 Мрамор Лувр

МАКСимка: Тема, посвященная захоронениям Берюля. С 1957-го года его тело, спасенное во время французской революции, хранится в ораторианском коллеже в Juilly в Иль-де-Франсе. Но в 2012-м году коллеж закрыл свои двери, и судьба захоронения вновь под вопросом. Правда, в здании откроется в 2016-м году католический интернат и, думаю, что тело бедного Берюля оставят на месте.



полная версия страницы