Форум » Франция первой половины XVII века » Мари д'Отфор (Marie de Hautefort) » Ответить

Мари д'Отфор (Marie de Hautefort)

МАКСимка: Эта тема посвящена Мари д'Отфор , впоследствии герцогиня де Шомбер (1616—1691), фрейлина Марии Медичи с 12 лет; была замешана во множестве интриг.

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Просто интересно, но не ждите там открытий. Ясное дело, но мы, к сожалению, не располагаем большим количеством информации. К тому же сочинения Кузена интересны. Лично мне любопытно узнать о периоде жизни Мари после 1643 года, чему автор уделяет особое внимание. Например, он приводит интересные слова одной благочестивой особы о том, что маленький Людовик называет Отфор своей супругой. Забавно, ведь Мадмуазель говорит о том же самом. Эх этот Людовик. Amie du cardinal пишет: Очередная легенда, как пресловутая история с сарабандой? Именно!

Amie du cardinal: Знаменитый эпизод. Луи вытаскивает записку из корсажа Мари с помощью каминных щипцов. Дабы не осквернять себя прикосновением к женщине.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Луи вытаскивает записку из корсажа Мари с помощью каминных щипцов. Дабы не осквернять себя прикосновением к женщине. На самом деле думаю, что это тоже из области фантастики.


Amie du cardinal: МАКСимка пишет: На самом деле думаю, что это тоже из области фантастики. Да вроде бы там были свидетели.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Она выходит замуж за Шарля Шомбера ( умер в 1656 году), вдовца Анны д'Аллюэн, которая скончалась, не оставив потомства. Родился Шарль 16 февраля 1601 года. Шарль де Шомберг впервые был женат на Анне, герцогини д'Аллюэн (ум. в 1641 году), а затем 24 сентября 1646 он женился на Марии Отфор (1616-1691), фрейлине Анны Австрийской. Шарль Шомберг стал маршалом Франции в 1637 году. Он был также губернатором Лангедока после своего отца с 1633 по 1644 года. Портреты Шарля:

Amie du cardinal: Вот версия Радзинского насчёт отношений короля и Мари д'Отфор. — Это знаменитые мемуары герцога Сен-Симона. Они изданы во множестве стран и в вашей стране тоже. Герцог Сен-Симон написал целую главу о добродетели Людовика XIII, отца «Короля-солнце»... Добродетели весьма фантастичной для королей и для того времени. — И месье Антуан на-чал читать по-французски, упиваясь звуками речи и одновременно переводя на русский: «Король во-истину пылко влюбился в мадемуазель д'Отфор. Дабы иметь возможность видеть ее, беседовать с ней, он все чаще стал бывать у королевы (Анны Австрийской), чьей придворной дамой была мадемуазель д'Отфор. Он постоянно говорил о мадемуазель с моим отцом, который видел, насколько сильно увлечен ею государь. Отец мой в ту пору был молод и легкомыслен. Он не понимал, почему король, столь явно влюбленный и даже не пытающийся скрыть свое чувство, не решается на большее. Он подумал, что причиной тому робость, и захотел помочь своему повелителю. Однажды, когда государь страстно говорил об этой девушке, мой отец выразил свое недоумение, суть которого я только что изложил. Он вызвался стать посредником и все устроить. Король выслушал его, не прерывая, а затем, сурово глядя на него, сказал: — Это правда, я влюблен в мадемуазель д'Отфор, я это чувствую. Я ищу с ней встречи, охотно беседую с ней и еще более охотно о ней думаю. Но правда и то, что все это происходит со мной по-мимо моей воли, ибо я мужчина и не могу противиться этой слабости. Но чем более возможности удовлетворять мои желания дает мне мой королевский титул, тем более должен я удерживать себя от греха и соблазна этим воспользоваться. На этот раз я прощаю вашей молодости, но не вздумайте когда-либо давать мне подобные советы, если хотите, чтобы я по-прежнему любил вас. Отец был потрясен, пелена спала с его глаз. Жалкая мысль о робости короля в любви растаяла перед светом его всепобеждающе чистой добродетели». Хороша история! Остается лишь выяснить, была ли на самом деле столь необычная для того времени королевская добродетель? Но сначала несколько слов о предмете любви короля. Мадемуазель Мария д'Отфор за необыкновенную, даже пугающую красоту была прозвана при дворе «Прекрасной Авророй». Пятнадцати лет она была представлена ко двору. Вначале была фрейлиной матери Людовика XIII Марии Медичи. Но влюбленный король, удаливший свою мать от двора, сделал Прекрасную Аврору фрейлиной жены... Королева Анна оценила безмерное влияние Прекрасной Авроры на мужа и приблизила к себе Марию! Но с 1636 года страсть короля перестала быть платонической. Да и как могло быть иначе, если в постель к королю Прекрасную Аврору ловко толкала... сама королева! Чтобы через нее иметь влияние на нелюбимого супруга. И это тоже не ново под солнцем. Так что, став любовницей монарха, Мария д'Отфор сделалась близкой подругой королевы. Пасьянс, частый при дворах могущественных государей. Оценил ситуацию с Прекрасной Авророй и кардинал Ришелье. В отличие от простодушного отца герцога Сен-Симона кардинал знал все дворцовые тайны через своего «серого кардинала». Ришелье было не только известно, что добродетель короля сдалась красоте Авроры, но где и когда это случилось. В 1638 году Мария почувствовала, что беременна... Она призналась королеве, просила у нее совета и помощи. Но Анне было не до нее. Она сама в это время была беременна дофином и приготовилась рожать. Не до прекрасной Авроры стало в это время и королю. Людовик XIII готовился к важнейшему, долгожданному событию-чуду: рождению наследника престола. Королева поручила разрешить ситуацию с Прекрасной Авророй, конечно же, главной подруге — Марии де Шеврез. Искушенная в подобных обстоятельствах герцогиня все придумала наилучшим образом. Под именем герцогини де Шеврез Прекрасную Аврору перевезли в Англию в дом герцога Ларошфуко. Здесь она благополучно родила сына... Таким образом, почти одновременно с дофином появился еще один сын короля Людовика XIII. Герцогиня де Шеврез оценила пикантность ситуации и предложила августейшей подруге избавиться от неудобного подарка мужа. Сделали это обычно и просто: Прекрасной Авроре сообщили, что ее ребенок умер. Когда несчастная, подурневшая после родов Мария д'Отфор вернулась во дворец, король уже охладел к ней. Он был счастлив — занят родившимся дофином, много веселился и охотился. Страдальческое лицо вчерашней возлюбленной его раздражало. Прекрасную Аврору отослали (точнее, сослали) из Парижа в замок ее бабушки, маркизы Катрин де Ла Флот, когда-то возлюблен-ной короля Генриха. Но подозрение, что ее обманули, мучило несчастную д'Отфор всю жизнь. Мучает и поныне — за гробом. Вот почему тень Прекрасной Авроры (которую я принял за герцогиню де Шеврез), бродит по дому, где она узнала ужасное известие о смерти сына... Она хочет, чтоб я рассказал миру правду. — Вы хотите сказать, что получаете задания и оттуда? — Однако вы насмешник, мой друг, — недобро усмехнулся месье Антуан и продолжил, будто не слыша моего вопроса: — Но вернемся в тот восхитительный век. Пока несчастная мадмуазель д'Отфор жила у бабушки, мальчик, которого отдали на воспитание какому-то зажиточному крестьянину, рос в одной из деревень под Парижем. Но после смерти Людовика XIII, когда началась Фронда, Анна испугалась, что фрондеры через свою сподвижницу, герцогиню де Шеврез, узнают о ребенке. Они могли захватить его и начать шантажировать Анну, скрывшую сына короля. И главное, они могли использовать мальчика. Но все устроил Ма-зарини. По его приказу некто д'Оже де Кавой, обедневший дворянин, тайно вывез мальчика из деревни, усыновил его и дал свое имя. Видимо, вскоре о нем узнал Николя Фуке. Скорее всего, догадался, получая от королевы распоряжения передавать большие суммы безвестному дворянину на воспитание некоего Эсташа д'Оже. Когда «отец» Эсташа внезапно умер, Мазарини приказал привезти ребенка во дворец. Теперь мальчик воспитывался вместе с королем. Когда он подрос, его сделали камердинером короля — Эсташем Доже. Устроил Мазарини и судьбу его матери. После смерти короля красавица Аврора тщетно пыталась вернуться ко двору. Анна этого не допустила. Она боялась ее встречи с сыном-камердинером. Справедливо опасалась, что инстинктом матери герцогиня почувствует... И тогда Мазарини устроил брак Прекрасной Авроры с губернатором Вердена и Меца, чтобы держать ее подальше от двора и Парижа. Все проблемы начались после того, как молодой король стал преследовать Фуке. Суперинтен-дант, привыкший чувствовать себя властелином, не захотел терпеть. Он пожаловался королеве. И сделал это своеобразно. Он попросил королеву по-содействовать, чтобы Его Величество не обращался с ним грубо, как со слугою... хотя мы все слуги Его Величества... И после паузы добавил: «Даже очень и очень родовитые». Анна с ужасом поняла, что Фуке — знает... Знает, что они украли ребенка у матери и превратили его в слугу. И теперь пытается угрожать. Думаю, с тех пор королева перестала защищать Фуке. И вскоре, к ее облегчению, Фуке отправился в заточение в Пиньероль. В 1666 году умерла Анна Австрийская. На смертном одре она рассказала Людовику о тайне слуги Эсташа и о догадке Фуке. Именно тогда участь Фуке была окончательно решена: он должен был остаться в тюрьме навечно. Итак, Людовик узнал, что его камердинер Эсташ — незаконный сын короля Франции. Ну что тут страшного?! Незаконные отпрыски французских королей — Бофор и прочие — получали титулы и преспокойно жили в великом почете. Но не в случае с несчастным Эсташем! Здесь было совершено преступление, в котором была ви-новна королева: отпрыска монарха утаили, объявили умершим, после чего превратили в жалкого слугу. Если учесть слухи, ходившие во дворце о том, что король Людовик — дитя герцога де Бофора, ситуация становилась совсем напряженной: ненастоящий сын короля на троне, а утаенный настоящий сын - его слуга! Ситуация пугает короля. Как бывает с дикта-торами, Людовик был необычайно подозрителен. Он начинает наблюдать за опасным слугой, ему все чаще кажется, что тот догадывается о своем происхождении. Людовик не выдержал. Король вызвал военного министра и поручил ему организовать арест бедняги. Его Величество пояснил министру, что слуге известны некоторые важные тайны и потому заточение его должно быть самым строгим — в государственной тюрьме в Пиньероле. Эсташ Доже, к полному своему изумлению, был арестован, и, конечно же, арестом руководил самый доверенный — д'Артаньян. Гасконец отвез Эсташа хорошо знакомым маршрутом — в Пиньероль. Под своим именем Эсташ Доже был посажен в камеру с двойными стенами. Доже требовал объяснить ему причины заточения, бунтовал, отказывался принимать пищу. Но постепенно смирился. Привык и к тю-ремным порядкам. Больше всего он страдал от безделья. Он просил дать ему хоть какое-то занятие. Королю сообщили о его желании. Людовик усмехнулся и приказал определить его слугой к тому, кто знал его тайну, — к Фуке. Но сначала Сен-Мар имел доверительную беседу с Фуке. Мы можем представить этот разговор. Сначала Сен-Мар объявил Фуке, что у него будет второй слуга — хорошо знакомый ему бывший слуга короля Эсташ Доже, которого Фуке часто видел в Лувре и Тюильри и который нынче находится здесь, в Пиньероле. Он арестован по приказу Его Величества. После этого сообщения наступила некоторая пауза в разговоре. Сен-Мар ждал вопросов, но их не последовало. Фуке отлично понимал, почему арестован несчастный слуга, и ждал, когда Сен-Мар сообщит, зачем он его позвал. И Сен-Мар сообщил Фуке желание короля. Оно звучало определенно... и туманно: — Король просил передать месье Фуке, что у заключенного слуги Эсташа Доже есть некое опасное помешательство, о котором... известно месье Фуке. И потому месье Фуке должен будет подробно сообщать королю все безумные разговоры, которые будет вести с ним его новый слуга. — В заключение Сен-Мар обнадежил: — Его Величество верит, что вы успешно справитесь с поручением. Его Величество надеется, что вы сумеете заслужить свое освобождение. И Фуке согласился. После чего, минуя Сен-Мара, в сношения с Фуке вступил сам военный министр. Он прислал ему письмо, обнаруженное не так давно французским историком (я проверил, оно существует!). «Монсеньор, я счастлив исполнить приказ, который король милостиво соблаговолил мне отдать, — сообщить Вам, что Его Величество намерен вскоре значительное смягчить Ваше заключение. Но до этого Его Величество желает быть осведомленным, не разговаривал ли называемый Эсташем, которого Вам дали для услуг, к примеру, с другим приставленным к Вам слугой (Ла Ривьером) и о чем разговаривал...чтобы Его Величество смог принять меры, которые сочтет наиболее подходящими... Его Величество желает, чтобы Вы ответили на это письмо частным образом, ничего не говоря о его содержании монсеньору Сен-Мару, которому я передал приказ короля доставить, не вскрывая, ваше послание». Вослед пошло еще одно письмо, еще более красноречивое... «Монсеньор, сообщаю вам, что меры предосторожности, требуемые от Вас королем, должны воспрепятствовать Эсташу Доже общаться с кем-либо, кроме Вас и Вашего слуги. Его Величество ожидает, что Вы употребите для этого все усилия, поскольку Вы знаете, по какой причине никто не должен знать того, что, возможно, знает сам Эсташ Доже». (Эдвард Радзинский Железная Маска и граф Сен-Жермен) Примечательно, что господин Радзинский - историк по образованию. Он пользуется достаточно остроумным приёмом, который позволяет избавиться от кропотливых поисков источников, копания в архивах и прочей нудной работы. Ему поведал о тайнах истории знаменитый Сен-Жермен, с которым он встретился в Париже. Вот так-то! Вечно живущий Сен-Жермен был очевидцем многих интересных моментов. То есть автор получил ценные сведения из первых рук. Кто же осмелится с ним поспорить, аргументы убийственные.

Дмитрий: То есть господин Радзинский предлагает верить ему... И полностью "извращая" и игнорируя текст Сен-Симона, (человека, более близкого к той эпохе), предлагает версию беременности д'Отфор от Людовика 13?... А тому есть хоть какие доказательства в источниках того времени?...

Amie du cardinal: Честно говоря, о том, что у фрейлины был сын от короля, я никогда нигде не читала. Наоборот, надсмехались над необычностью их целомудренного романа. Не слышала и о наличии английской недвижимости у Ла Рошфуко. К тому же, Ришелье не дал бы такой козырь в руки своей недоброжелательнице. И т.д., и т.п. Но если к человеку является тень отца Гамлета бессмертный Сен-Жермен и всё-всё рассказывает - наука здесь бессильна, что и говорить.

Леди Лора: Дааа... Господин Радзинский чем дальше, тем больше меня разочаровывает... Хотя... может он обчитался гадости в духе "В кругу королев и фавориток"? Там тоже, знаете ли, сказок много)))

Мария Терезия: Ну.... чем дальше в лес, тем больше дров "наломал" господин Радзинский.... А что, господа форумчане, может, и нам попробовать вызвать с того света дух Его Преосвященства и попросить у него интервью?

Леди Лора: Мария Терезия Боюсь, что с подобными вопросами это интервью станет экзотическим способом самоубийства....

МАКСимка: Летом 1630-го года Людовик заметил при дворе молодую застенчивую девушку 14 лет, блондинку с голубыми глазами, которая воплощала в себе всю девственную красоту. Это - Мари Д'Отфор, внучка некой мадам де ля Флотт, входившей в свиту Марии Медичи. Людовик влюбился, попросив у матери разрешения служить её даме. Первая реакция Анны Австрийская - ревность, что и понятно. Мадам дю Фаржи, которая тогда ещё исполняла функции фрейлины королевы, говорила: "Если король способен любить, то только вам одной он способен это свидетельствовать". Через несколько месяцев Мария Медичи удалились за пределы Франции, вместе с дамами. Бабушка Мари Д'Отфор наследовала функции фрейлины Анны, ведь эта должность оставалась вакантной после удаления дю Фаржи. Но Отфор, эта "прелесть", не выказывала мягкость своего характера, которую обещали её чистые глаза. Она отличалась высокомерием, умом, насмешничеством и даже дерзостью, была не расположена терпеть тиранию короля, который требовал от неё полного отказа от существовавшей независимости. Но при этом Мария была вполне готова на титул официальной любовницы, дающий различные преимущества. В противном случае она надеялась на блестящую партию. Но одна только мысль о возможном браке приводила Людовика в ярость. С Мари, как и с другими, любовь короля не заходила дальше разговоров. Надо отметить, что Мари не испытывала к королю ничего, кроме неприязни. Он мало разговаривал, только лишь об охоте, собаках да птицах. Очень скоро это все превратилось в раздражение. (Симон Бертьер "Две регентши").

МАКСимка: Мари д'Отфор и её супруг, маршал де Шомберг:

МАКСимка: После кончины Людовика Справедливого, ко двору вернулась Мари Д'Отфор. Анна Австрийская ей написала собственноручно, что не испытывала бы совершенное удовольствие, если бы она (Мария) не разделила его вместе с ней. "Приезжайте, моя дорогая подруга, я сгораю от нетерпения, чтобы обнять вас". Для путешествия Королева даже отправила Отфор свои собственные носилки. Мария прибыла с предъявлением письма от Анны, доказывая тем самым, что никогда еще она не удостаивалась таких милостей. Она полагала, что их отношения будут способствовать её прежним занятиям. После всего нескольких проявлений пристойности, Мария Д'Отфор стала вести себя слишком открыто и вызывающе, начала раздавать советы и выступать в роли консультанта. Она не понимала, что такая властная дружба, которая могла найти теплый отклик в душе преследуемой королевы, не соотносилась с положением регентши, которая имела всю полноту власти.

Amie du cardinal: В Версале хранится этот эстамп неизвестного автора с изображением Мари д'Отфор в её бытность женой маршала Шомбера.

Amie du cardinal: Сайт замка Отфор

Amie du cardinal: Портрет Мари д'Отфор, хранящийся в замке: Здесь также возникает вопрос о цвете глаз. Известно, что у Мари были красивые светло-голубые глаза, а здесь - карие. Опять лак сменил цвет?

Amie du cardinal: В крупном формате Гравюра 1731 года. Рейксмузеум Амстердам Нидерланды Lodewijk XIII, koning van Frankrijk, en zijn maîtresse Marie de Hautefort. Ze staan bij een openhaard in de slaapkamer. Met een lege marge.

МАКСимка: На французской Википедии Мари д'Отфор родилась 7 января 1616, а у Пьера Шевалье - 15 февраля. Эта голубоглазая блондинка поступила в услужение к королеве- матери Марии Медичи Сперва на Мари обратила внимание принцесса де Конти, а затем уже Мария Медичи зачислила ее в штат своих фрейлин. обратила на себя внимание Луи XIII летом 1630 года. Первый раз Людовик заметил Мари в марте-апреле 1630-го года в Труа, а не в летом в Лионе, как пишет маркиз де Монгла и многочисленные историки. Нунций Баньи сообщает о встрече в депеше от 22 апреля 1630-го года. Забавно, но король, соблюдая протокол, попросил у матери разрешения служить этой даме и разговаривать с ней.

Amie du cardinal: Недавно встретила в Интернете этот портрет Мари д'Отфор. Никаких указаний на то, кто автор, где хранится и так далее, не было. Я стала докапываться до сути. Похоже, что все копировали этот портрет с Flickr'а, где было указано, что это - MARIE DE HAUTEFORT, surnonmée l'aurore. И всё. Тем не менее, я отыскала первоисточник. Этот портрет выставлен на сайте, где собраны изображения старинных произведений искусства, проданных в Австралии и Новой Зеландии. Сказано о нём следующее - Circle of the Dumonstier family, 17th century, portrait of a lady head and shoulders, wearing a lace dress and a string of pearls, oil on canvas, 61 x 50 cm. Самое неприятное, что над лицом, как видно, поработали в фотошопе. Наверное, для того, чтобы на портрете появились прекрасные голубые глаза, большие и влажные, которыми славилась так называемая Аврора. Ну и зачем всё это было проделано? Фи...



полная версия страницы