Форум » Франция первой половины XVII века » Мари д'Отфор (Marie de Hautefort) » Ответить

Мари д'Отфор (Marie de Hautefort)

МАКСимка: Эта тема посвящена Мари д'Отфор , впоследствии герцогиня де Шомбер (1616—1691), фрейлина Марии Медичи с 12 лет; была замешана во множестве интриг.

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Мари де Отфор:

Amie du cardinal: Мари д'Отфор (1619 - 1691), прозванная при дворе Авророй, - придворная дама Луи XIII. Фрейлина Марии Медичи, представленная Анне Австрийской своей бабушкой Екатериной( "дамой де Ла Флотт"), она стала статс-дамой Анны Австрийской и предметом платонической любви Луи XIII. Она была юной, очень красивой, добродетельной, белокурой, но довольно своекорыстной, надменной и скорой на злые насмешки. Когда она была в плохом настроении, король называл ее "креатурой"(*это означает также тварь и любимица, нравящийся вам перевод выберите сами). Её прогнал Ришелье, после того как она дурно отзывалась о новом фаворите короля, Анри Куаффье де Рюзе, маркизе де Сен-Маре. Она пускается в интриги, которые принесут ей сперва немилость короля, увлеченного с 1635 по 1637 год нежной мадемуазель де ла Файетт, потом, начиная с 1639 года, ссылку до 1643 года в замок де Ла Флотт. Когда она вернется ко Двору после смерти кардинала и короля в 1644 году, ее интриги против Мазарини приведут к ее новому удалению. Она выходит замуж за Шарля Шомбера ( умер в 1656 году), вдовца Анны д'Аллюэн, которая скончалась, не оставив потомства. Из документов, опубликованных в приложении к третьему изданию книги Виктора Кузена "Мадам д'Отфор" (1868), следует, что именно граф де Шавиньи в письмах к Ришелье использовал кодовое имя "La Creature" для обозначения Мари.( французская статья в Википедии)

Amie du cardinal: С французского сайта БУРБОНЫ Летом 1630 года Луи XIII влюбляется в Мари д'Отфор, одну из фрейлин Марии Медичи. Тогда как король посвящает ей свою безмерную любовь, которая, однако, навсегда останется платонической, девушка становится лучшим другом Анны Австрийской. Родившаяся в 1616 году, Мари д'Отфор, прозванная поэтами "божественной Авророй", покинула фамильный замок в Перигоре в 12 лет. Эта голубоглазая блондинка поступила в услужение к королеве- матери Марии Медичи и обратила на себя внимание Луи XIII летом 1630 года. Король был ослеплен этим ребенком-женщиной почти на пятнадцать лет моложе его, которая возбудила в нем живую страсть. Когда в конце года его мать была удалена от Двора, он отказался отречься от девушки, которую назначил статс-дамой королевы Анны Австрийской. Блистательная и остроумная, Мари д'Отфор очаровывает весь Двор. "Говорят только о ее красоте; все хотят заполучить ее портрет,"-сообщает маркиза де Мортемар. Анна Австрийская враждебна к сопернице, которая только что решила участь слухов, в соответствии с которыми Луи XIII был нечувствителен к прекрасному полу. Однако скоро она подружится с фавориткой, которая сильнее привяжется к ней, чем к ее супругу. Сколько роскошных праздников не устраивает Его Величество в честь мадемуазель д'Отфор, его любовь остается платонической. Ему нравится дружески беседовать со своей душенькой, водить ее наблюдать за птицами. Он посвящает ей стихи: "Прелести Лизы наносят неизлечимые раны, которые не исцелит любовь..." Но, чрезвычайно стыдливый, король скорее предпочтет использовать щипцы, чем погрузить руку в декольте дамы, чтобы возвратить оттуда записку. Мари д'Отфор не только красива. Гордая, надменная и раздражительная, она также скора на насмешку. Наверно, любовь Луи XIII ей льстит. Но она не воздерживается от того, чтобы не нагрубить суверену, обзывающему ее, когда он ею недоволен, насмешливым прозвищем"креатура". Тем не менее, Его Величество на неё не сердится; и проявляет сильную ревность по отношению к тем, кто за ней ухаживает, подобным принцу Франсуа де Марсийяку, будущему герцогу де Ла Рошфуко, или к тем, кто к ней сватается, как герцог Вантадур или Ангулем. Будучи благоразумной, Мари всегда проявляет свою добродетель и остается верной...королеве. Кардинал де Ришелье предпочел бы заменить ее более послушной юной особой, которая шпионила бы в его интересах. Ибо, по примеру Анны Австрийской, чьей наперсницей она была, молодая женщина возмущается политикой министра Луи XIII, который, во имя государственного интереса, заключает договоры с протестантскими государствами против католической Испании. В 1635 году кардиналу удается на время отстранить Мари д'Отфор в пользу нежной Луизы де Ла Файетт. Но ему надо ждать 1639 года, чтобы достигнуть своих целей и навязать одного из своих протеже, Анри Куаффье де Рюзе д'Эффиа, маркиза де Сен-Мара, юношу 16 лет, к которому король преисполняется дружескими чувствами. В ноябре, без сомнения тоже утомленный грубыми выходками, король спроваживает Мари без церемоний к великому несчастью королевы, которая теряет свою лучшую подругу. Сосланная в Ман, Мари д'Отфор возвращается ко двору только в 1643 году. Три дня спустя после смерти Луи XIII 14 мая ее призовет королева. Но времена изменились; королева отныне регентша и пользуется неограниченной властью. Мадемуазель д'Отфор критикует королеву за поддержку, которая она оказывает кардиналу-министру Мазарини, который проводит ту же ненавистную политику, что и Ришелье. Она не только осуждает свою подругу, но и доходит до того, чтобы бранить ее на публике. Этого оказывается достаточно, чтобы оскорбить Анну Австрийскую и вызвать недоверие Мазарини. В 1644 году за интригу против королевы и ее министра она вынуждена покинуть двор ради парижского монастыря Дочерей Святой Марии на улице Сен-Антуан. Она помышляет удалиться от мира, но предпочитает принять предложение одного из своих поклонников. 24 сентября 1646 года в возрасте 30 лет она выходит замуж за Шарля де Шомбера, герцога д'Аллюэна, маршала Франции, губернатора Вердена и Меца, где она проживет около десяти лет. В течение приблизительно десяти лет Мари д'Отфор, ставшая мадам де Шомбер, живет вдали от пышных праздненств Двора в Меце. Именно там она заводит нежную дружбу с юным, моложе ее на десять лет, архидьяконом Жаком Бенинем Боссюэ. Как и в отношении к поэту Полю Скаррону во время своей ссылки в Ман, она становится покровительницей будущего автора "Надгробных речей". После смерти своего супруга в июне 1656 года мадам де Шомбер возвращается в Париж. Она возобновляет отношения с Анной Австрийской и в январе 1666 года присутствует при ее предсмертных минутах. В своем последнем письме к сыну Луи XIV королева не забывает свою подругу:" Я вам поручаю много дел, но я вам признаюсь, что по зрелом размышлении о своем долге я не нахожу никого, кому была бы более обязана честью, совестью и признательностью, чем мадам де Шомбер, которая служила мне с чрезвычайной верностью". Но Мари отказывается от должности статс-дамы дофины, предложенной Королем-Солнце: Двор ее больше не интересует. Она умрет в Париже в 1691 году в возрасте 75 лет.


Amie du cardinal: Здесь можно прочитать книгу Виктора Кузена и Бартелеми де Сен-Илера "Madame de Hautefort; nouvelles etudes sur les femmes illustres et la societe du 17e siecle" Она была издана в 1868 году.

Amie du cardinal: Мадам де Шомбер. Цветная гравюра, оттененная гуашью.

Amie du cardinal: В 2000 году вышла книга Jacques Magne "Marie de Hautefort , le grand amour de Louis XIII " От издателя: Очень красивая, высокомерная, неустрашимая, остроумная и насмешливая, эта уроженка Перигора, рожденная в замке Отфор в 1616 году, вдохновила, в возрасте 14 лет, Луи XIII на неистовую и долгую платоническую страсть. Фрейлина Марии Медичи, а затем Анны Австрийской, именно к последней она была постоянно привязана, но не к королю, воздыхателю, которого она изводила где-то в течение 10 лет (он называл ее "креатурой", когда она его грубо отталкивала). Итак, присоединялась ли она ко всем интригам королевы против Ришелье, который не переставал шпионить за ней и пытаться заменить ее в сердце Луи? Хотя впоследствии она интриговала против Мазарини, Луи XIV ее глубоко уважал. Два раза сосланная и два раза вновь вошедшая в милость, она кончила тем, что вышла замуж (в 30 лет!) за маршала де Шомбера, герцога д'Аллюэна. Та, которая была для поэтов "божественной Авророй" или принцессой Гермионой, участвовала без отречения или компромисса в Заговоре Важных и в салонной культурной революции. Она покровительствовала Полю Скаррону и дала первый шанс Боссюэ. Повествование очень живо, приятно для чтения, которое уводит нас вместе с Мари в глубь царствований Луи XIII и Луи XIV и их кардиналов-министров.

Amie du cardinal: Фамильный замок, где Мари появилась на свет. Здесь читаем про замок.

Amie du cardinal: Письмо Мари д'Отфор Сир, Потому что таково ваше желание, я возвращаюсь сегодня в замок Рюэль после полуденной трапезы, чтобы ответить там за свои поступки перед месье кардиналом и его советниками. Я возражу, насколько в моих силах, на обвинения, выдвинутые против моей повелительницы, королевы Анны Австрийской, в качестве ее статс-дамы, настолько, насколько пожелают узнать по этому поводу от меня. Ваша смиренная подданная Мари д'Отфор.

Amie du cardinal: В 1608 году Шарль д'Отфор женился на Рене дю Белле, даме де Ла Флотт. Предком матери был знаменитый поэт Жоашен дю Белле. У Мари был единственный старший брат Франсуа Жак, титулами которого впоследствии были: граф Монтиньяк и Бофор, виконт де Сегюр, маркиз д'Отфор, барон де Ла Флотт.

МАКСимка: Ещё одно изображение Мари д'Отфор:

Amie du cardinal: Здесь ищем на стр.583 русский перевод книги Виктора Кузена "Мари д'Отфор". Оказывается, в позапрошлом веке уже все было переведено.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: русский перевод книги Виктора Кузена "Мари д'Отфор". Информации о Мари не так много, так что книгу прочесть можно. Спасибо. Я начал читать. Какая там Мари белая и пушистая, Бог мой. Это может сравниться разве только с биографией Бонно-Авенана о герцогине Д'Эгийон. Кстати, а правда, что во время мессы фрейлины восседали на полу? Никогда об этом не слышал.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Кстати, а правда, что во время мессы фрейлины восседали на полу? На коленях стояли, насколько я понимаю. Даже есть какая-то картина, как Луи протягивает коленопреклоненной Мари подушку, дабы она не стояла на холодном полу, если я правильно запомнила.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Даже есть какая-то картина, как Луи протягивает коленопреклоненной Мари подушку, дабы она не стояла на холодном полу, если я правильно запомнила. Вот Кузен об этой сцене пишет. Насчёт картины - чего-то я не припоминаю. Хорошо бы было видеть её в этой теме. Оказывается, что и Отфор посещала салон де Рамбуйе. Боже, кто ж туда не наведывался? А сколько у Мари было поклонников - и Ларошфуко, и Карл IV Лотарингский, ле Тремуй, маркиз де Жевр, Шавиньи и даже бастард Карла IX - герцог Ангулемский.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Боже, кто ж туда не наведывался? Думаю, что всё же "фейс-контроль" в этом заведении был не столь уж безупречен. Например, туда ходила Шеврез, которая материлась как извозчик (сохранились письма, полные ругательств) и была крайне неразборчива в связях. Поведение Мари де Гонзаго тоже было весьма небезупречно. Звездой салона была та же принцесса Конде, которая сожительствовала с кардиналом Ла Валетом (Таллеман писал, что они на людях открыто называли друг друга муженек и женушка). Но это были знатные дамы. А мадемуазель Поле, дочь откупщика, стали туда пускать лишь после того, как она стала жить как монашка.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А сколько у Мари было поклонников - и Ларошфуко, и Карл IV Лотарингский, ле Тремуй, маркиз де Жевр, Шавиньи и даже бастард Карла IX - герцог Ангулемский. Сама читала в оригинальном варианте того же Кузена, что именно Шавиньи, докладывая Ришелье обстановку при дворе, стал называть Мари шифрованным прозвищем тварь. И вообще, он отзывался о ней весьма нелицеприятно. Может, это было после того, как она его высмеяла, например, или отказала в ласках? И он в ней разочаровался? Иначе я что-то не совсем понимаю, как это всё происходило

Amie du cardinal: Пожалуйста. Правда, сначала я видела цветной роскошный вариант этой картины. Или похожей? Поищу ещё.

Amie du cardinal: По: Шишкин "Королевский двор Франции в 1620-40-е гг." «Ее ( *мадам де Фаржи) освободившееся место было немедленно занято дамой, которая благодаря своей позиции невмешательства в интриги устраивала и Ришелье, и Анну Австрийскую. Речь идет о мадам де Ла Флот-Отрив, Катрин Ле Вуайе (Catherine Le Voyer, Mme de La Flotte-Hauterive), бывшей гувернантке дочерей Марии Медичи. Однако она, в свою очередь, добилась зачисления в штат фрейлин королевы своей внучки Марии де Отфор (Marie de Hautefort), а та вскоре прославилась как интриганка и конфидентка Анны Австрийской. На должности фрейлин королевы могли претендовать только незамужние девушки, которых обычно было 12, но с 1631 г. стало всего 6 ввиду сокращения штата по причине экономии: военные затраты Франции на участие в Тридцатилетней войне отражались и на дворе. Фрейлины (filles d’honneur) занимали третье по значимости положение в доме королевы. Уменьшение штата дома Анны Австрийской вовсе не означало, что при «дамском дворе» стало меньше аристократок. Просто большинство из них не получало королевского жалованья, продолжая пользоваться остальными привилегиями, включая столование. Более того, все занятые в штате и состоящие в свите королевы дамы стремились пристроить своих родственниц при дворе и одновременно за счет этого утвердить свое положение. Так, например, фрейлинами Анны Австрийской являлись две внучки мадам де Ла Флот – уже упоминавшаяся Мария, и затем – Шарлотта де Отфор, а также племянница мадам де Сенесе – Луиза-Анжелика де Ла Файет (Louise-Angelique de La Fayette). Кроме того, дочь маркизы де Сенесе Мари-Клер де Бофремон (Marie-Claire de Bauffremont) наследовала ей в должности гофмейстерины Анны Австрийской. Марии де Отфор и Луизе-Анжелике де Ла Файет выпала честь стать не только верными наперсницами королевы, но и быть фаворитками Людовика XIII, единственными за всю его жизнь.»

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: или отказала в ласках? И он в ней разочаровался? Скорее всего. Судя по чертам, которым Кузен наделил Мари, она отказала и сделала это в весьма равнодушном тоне, то есть просто отмахнулась от графа. Но а вдруг никаких ласок и ухаживания вообще не было?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Какая там Мари белая и пушистая, Бог мой. Это может сравниться разве только с биографией Бонно-Авенана о герцогине Д'Эгийон. Конечно, в 19 веке исторические книги писали не так. Мне кажется, что порядочный мужчина по рукам и ногам был связан этикетом, и мог писать о даме только хорошее, в изысканном тоне. Прямо скажем, это здорово мешало объективности. Ведь опубликование примерно в это время (впервые) всего Таллемана вызвало шок. По тем временам, это было скандалом, издателя чуть ли не в порнографии обвинили. Поэтому, подчеркиваю, когда я даю ссылку на старинный исторический труд, я рассчитываю, что форумчане отнесутся к изложенным там фактам критически. Просто интересно, но не ждите там открытий. МАКСимка пишет: Но а вдруг никаких ласок и ухаживания вообще не было? Вполне возможно. Очередная легенда, как пресловутая история с сарабандой?



полная версия страницы