Форум » Франция первой половины XVII века » Колонии Франции » Ответить

Колонии Франции

Мадлен Витри: Колонии Франции Пьер Белен д'Эснамбюк - генерал-лейтенант Французских американских островов (с марта 1635 по декабрь 1636 года). Талантливый французский колониальный администратор (родился в 1585 году, умер в декабре 1636 года). Основатель первых колоний Франции на Антильских островах и их первый губернатор. В 1625 году на 4-пушечной бригантине с командой в 35 человек отплыл из Дьепа, и высадился на острове Сент-Кристофер. По возвращении во Францию в октябре следующего года, с помощью и при поддержке кардинала Ришелье, основал компанию Американских островов, от которой получил полномочия занять не только Сент-Кристофер, но и многие другие пустующие острова, включая Барбадос. В течение следующих десяти лет д'Эснамбюк направил всю свою энергию на выполнение этих планов. Вербуя колонистов, в основном, в Нижней Нормандии, он основал колонии на Гваделупе, Доминике, Тортуге, Мари-Галант и Ле-Сент. В сентябре 1635 года он перевез с острова Сент-Кристофер 150 переселенцев на Мартинику, где основал город Сен-Пьер. Колонисты стали очищать землю для плантаций сахарного тростника, что привело к напряженным отношениям с местными индейцами-карибами. В декабре 1636 года д'Эснамбюк скончался на Сент-Кристофере. Его обязанности до 1638 года временно исполнял сьер дю Альд, а колонией на Гваделупе управлял племянник Жак дю Парке (1606-1658), построивший в столице острова форт Le Roi. Получив известие о смерти д'Эснамбюка кардинал Ришелье, будучи премьер-министром Франции, сказал, что король потерял одного из самых лучших своих слуг.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Amie du cardinal: Памятник Шамплену. Кампус университета Торонто. Стена галереи Канадиана.

Amie du cardinal: Памятник Шамплену. Парк Больших Холмов. Оттава. Канада. В честь плавания Шамплена по реке Оттава в 1613 году. В руках у моряка астролябия.

Amie du cardinal: Карта Новой Франции, составленная Шампленом в 1632 году. Вообще, Шамплен был автором нескольких карт Новой Франции, большую часть земель которой он самолично пересек и исследовал. В крупном формате.


Amie du cardinal: Бюст Шамплена в Париже, рядом с Гран-Пале.

Amie du cardinal: На территории американских штатов Вермонт и Нью-Йорк расположено большое озеро, названное в честь Самюэля де Шамплена, который был его первооткрывателем. В США, в Краун-Пойнт, штат Нью-Йорк, на берегу этого озера установлен монумент в честь французского исследователя Северной Америки. Летом 1609 года на берегах озера Шамплен разыгралось сражение с ирокезами, из которого французы и дружественные им гуроны вышли победителями.

Amie du cardinal: Самюэль де Шамплен, первый белый человек на этих берегах, высадился здесь в октябре 1606 года. Мыс Кейп-Код, Массачусетс, США.

Amie du cardinal: Коллекция портретов Самюэля де Шамплена.

Amie du cardinal: Хорошо умеющий хранить тайны месьё Шамплен. В биографии Шамплена много загадок. Неизвестны точные дата и место его рождения. Мы знаем только, что его семья происходила из Сентонжа. Не подтверждено документально, что он имел право на дворянскую частицу де перед фамилией. Он был рожден в семье протестантов, но потом перешел в католичество, по его словам, чему также нет доказательств. Неизвестно место его захоронения. Он сумел более двадцати раз благополучно сплавать из Канады во Францию и обратно за свою жизнь.

Amie du cardinal: Могила Шамплена до сих пор не найдена.

Amie du cardinal:

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: 10. СУДЬБА БЕЛОГО ГУРОНА Не прошло и полвека после известных открытий Колумба, как на берег Северной Америки высадился Жак Картье, посланный туда королем Франции. Во время своей экспедиции он доплыл до поселения индейцев в верховьях реки Св. Лаврентия, расположенного в том месте, где сейчас находится Монреаль. Этот моряк из Сен-Мало - колыбели самых отчаянных авантюристов - обладал не только неустрашимым сердцем и проницательным взглядом, но и литературным даром. Правда, находились и такие, которые говорили, что писал он плохо, однако же его путевые заметки наделали немало шуму и взволновали Францию. Эти описания отнюдь не были преувеличениями. В них сообщалось, что канадские озера и реки полны рыбы, леса полны дичи и ценных пушных зверей, а индейцы охотно продают все за бесценок заморским пришельцам. Шкурки бобров, горностаев, голубых песцов! С легкой руки Картье видение пушных сокровищ до такой степени завладело умами французов, что понятие «Канада» они неизменно связывали с обилием ценных мехов; а когда в начале XVII века приступили к созданию постоянной колонии, то главной ее целью была добыча пушнины. В сущности все было направлено на достижение этой цели - и политика губернаторов, особенно в отношении индейцев; и алчность французских придворных и богатых купцов, основывавших компании для получения сказочных прибылей; и усилия неунывающих бедняков, забиравшихся в самые глухие дебри; и героические дела пионеров. Хотя все колониальные державы горели одинаковой жаждой легкой наживы, между ними была все же некоторая разница: голландцы отправлялись в колонии главным образом за пряностями; испанцы - прежде всего за золотом, которое грабили у индейцев; англичане - за плодородными землями, которые захватывали у истребляемых туземцев; французы же - за мехами, которые покупали или выменивали у индейцев. Поэтому в противоположность другим захватчикам французы не собирались истреблять туземцев: индейцы были нужны как охотники, причем были нужны живыми и доброжелательными. Когда основатель канадской колонии Самюэль Шамплен в 1608 году закладывал фундамент будущей столицы Квебек, то в отношении индейцев у него была ясная программа: завоевать дружбу гуронов и алгонкинов и установить с ними сотрудничество. Это были первые из племен, о которых писал Картье, встретившиеся французам. Шамплен направил к ним наиболее толковых своих соотечественников, именовавшихся interpretes - переводчиками, посредниками. К отважным гуронам был послан молодой Этьен Брюле. Могущественное племя - о нем некогда с большой похвалой отзывался Картье - жило в то время далеко на западе, в дремучих лесах, у берегов таинственного озера Гурон. Французы надеялись добыть там много пушнины; поэтому, когда Шамплен поручил столь ответственную миссию такому легкомысленному юноше, многие завистники покачивали головами, а некоторые бурно возмущались: Этьену Брюле исполнилось всего девятнадцать лет, а он уже ругался, как сапожник, пил, как лошадь, и гонялся за индейскими девушками, как мартовский кот. Да и вообще кто знает, верил ли он в бога? Бездельник, развратный сумасброд!.. - Он погубит все! - ворчали купцы. - Оттолкнет от нас гуронов!.. Струсит на пути к ним, молокосос!.. Но Шамплен, веря в Этьена, не изменил своего решения и, посылая юношу с большим запасом меновых товаров, дал ему четкое поручение: узнать дорогу к гуронам, исследовать их земли и выучить их язык, усвоить их обычаи, склонить племя к торговле с французами, а следующей весной привезти кучу мехов. В течение трех месяцев, используя случайных гребцов-индейцев с верховьев реки Св. Лаврентия, Брюле проплыл на своем каноэ около тысячи пятисот километров; преодолев пороги на реке Оттаве, добрался до озера Ниписсинг, а оттуда - до Гурона. Этьен Брюле был первым европейцем, который отважился проникнуть в эти неведомые дебри, и, несомненно, самым молодым открывателем новых земель, какому когда-либо приходилось бороться со столькими опасностями. В период «индейского лета», когда листья кленов загорались осенним пурпуром, безусый посланник Шамплена добрался до гуронских селений и был встречен весьма дружественно: отряды неумолимого врага - ирокезов - все больше беспокоили гуронов: появление юного пришельца предвещало помощь французов. С первых же дней Этьен Брюле доказал, что у него есть голова на плечах. Он превосходно сумел договориться с обитателями лесов и, что еще важнее, завоевал их доверие. Едва он подучился языку гуронов, как они уже втянули его во внутри-племенную борьбу. Тут давно назревала гражданская война или по меньшей мере раскол племени. Молодые воины, недовольные деспотическим правлением старшин, готовились к вооруженному бунту. В случае раскола племя могло быть уничтожено ирокезами. Этьен, став на сторону молодежи, приобрел на нее большое влияние и с необыкновенной ловкостью успокоил недовольных. Молодежь хотела избрать его одним из своих вождей. Благоразумный и тактичный, он не поддался соблазну. Предпочел остаться посредником и торговцем пушниной. В то же время он уговорил племя отправиться в леса на зимнюю охоту. Когда на следующий год Брюле вернулся в Квебек, его возвращение было триумфальным: более половины воинов племени сопровождало его на бесчисленных лодках. Брюле привез огромное количество шкурок, с таким же грузом плыли и гуроны. Прошлогодние хулители Этьена не могли прийти в себя от изумления. Купцы потирали руки. Шамплен, краснея от удовольствия, положил руку на плечо путешественника и заявил ему: - Ну, теперь, парень, отдохни в Квебеке! Я дам тебе отличное жилье! - Нет, сударь. Благодарю! - Отказываешься? - Да. Я возвращаюсь к гуронам. Губернатор внимательно посмотрел на загорелое лицо юного смельчака. На Брюле была индейская одежда из оленьей шкуры. - Эге, Этьен! - засмеялся Шамплен. - Не хочешь ли ты стать гуроном? Тебе так понравились молодые индианки? ...Вскоре гуроны отплыли в свои леса, довольные приобретенными товарами: бусами, разными безделушками, одеялами, ножами, топорами и, к сожалению, всего несколькими ружьями. Они были особенно довольны тем, что заключили с французами союз против ненавистных ирокезов. Вместе с ними отплыл Этьен Брюле. Это был незаурядный юноша, рано возмужавший, бравый и несдержанный, чувственный и развратный, хитрый, предприимчивый и неутомимый, сумасбродный, веселый и общительный. В этом сыне крестьянина из-под Парижа, родившемся в Шампиньи-сюр-Марн, проявились здесь, в канадских лесах, все галльские добродетели и все галльские пороки. В нем самым странным образом сочетались пылкость и твердость, вздорные капризы и благородные устремления. Когда на следующий год Шамплен совершил поездку в далекий край, он убедился, что гуроны очарованы interprete. Казалось, что Брюле околдовал их: многие воины готовы были пойти за ним в огонь. Только вожди не разделяли восторга молодых, но это объяснялось - и совершенно справедливо - их скрытой зявистью. - Как ты добился этого? - расспрашивал его губернатор. - Ты околдовал их? Может быть, спаиваешь водкой? - Без водки не обходится, мсье! - дерзко ответил Этьен, смеясь прямо в глаза Шамплену. - Может быть, ты портишь их? Сбиваешь с пути? - Sapristi (Sapristi! (франц.) - Проклятье!), я не святой!.. Французы столкнулись с ирокезами в первый же год своего пребывания в Канаде. Впрочем, они первые задели индейцев, еще не понимая, какая грозная опасность нависла с юга. Эта опасность в течение целого столетия угрожала обратить их колонию в руины. Шамплен, раздраженный постоянными нападениями ирокезов, решил, используя ненависть других племен к этим воинственным индейцам, нанести им в 1615 году смертельный удар. Имея в своем распоряжении горстку соотечественников, он созывал многочисленных гуроyов и вторгся с севера на земли врага, в то время как верный Этьен Брюле должен был склонить на свою сторону племя сусквеганов и с воинами этого племени ударить с запада. Брюле добросовестно выполнил свою задачу, но прибыл с отрядами союзника слишком поздно: раненый Шамплен и гуроны уже отступали после безрезультатной многодневной осады укрепленного селения ирокезского племени онондагов. Отступившие в свою очередь отряды сусквеганов также попали в переделку, преследуемые осмелевшим противником. Во время одной из схваток Этьен Брюле, получив удар дубиной по голове, попал в плен. Ирокезы знали отважного француза. Они, ликуя, приволокли его в свой поселок, чтобы после пыток предать смерти. Хладнокровие и случай спасли Брюле жизнь. На шее у него висело на золотой цепочке небольшое распятие. Зная обычаи индейцев, он перенес, не дрогнув, пытки, а когда прижигали его тело, даже улыбался, что вызывало уважение ирокезов. Но едва вождь, который его пленил, попытался сорвать распятие, Брюлле вдруг притворился ужасно испуганным и крикнул, чтобы вождь не прикасался к «талисману». Тот невольно отдернул руку и удивленно посмотрел на пленника. - Если ты прикоснешься к нему, - предостерег Брюле голосом, полным тревоги, - то погибнешь в первом же бою! Этьен - как известно по его пребыванию у гуронов - обладал необычайной способностью воздействовать на ум и воображение индейцев. Зловещим словам поверили еще и потому, что случайно именно в эту минуту раздался далекий раскат грома. А так как пленник держал себя очень мужественно, вождь в приступе рыцарства подарил ему жизнь и свободу. Брюле поспешил к ближайшим союзникам - сусквеганам. Там он увидел большую реку, текущую на юг и носящую название племени. Неутомимый открыватель, жаждущий новых впечатлений, решил исследовать течение реки. А вдруг она впадает в Тихий океан? Сопровождаемый несколькими индейцами, Брюле спустился по течению Саскуиханны и через несколько недель добрался до залива, который ныне называется Чезапикским, открыв по пути чудесный плодородный край - теперешнюю Пенсильванию. Когда много месяцев спустя Этьен снова появился в Квебеке, земляки встретили его как выходца с того света. Однако, сдав отчет губернатору, он незамедлительно покинул Квебек и вернулся к своим гуронам. В тот самый год, когда состоялся неудачный поход на ирокезов, в Канаду прибыли первые миссионеры. С большим успехом начал свою работу среди гуронов отец ле Карон. В этом не было ничего удивительного. Гуронам, все сильнее теснимым ирокезами, религия, общая с французами, показалась новым звеном, связывающим их с союзниками, новой гарантией безопасности. С небывалым рвением принимали они христианство. Миссионеры - сначала адвентисты, потом иезуиты - нашли благодатное поле деятельности. Популярность Этьена Брюле была, естественно, бельмом в глазу у миссионеров, хлопотавших о тех самых душах краснокожих, на которые так неодолимо воздействовало обаяние Этьена, этого веселого, разгульного, живого «еретика» Этьена. Он отнюдь не был овечкой: он издевался над кроткими овечками. Никто - ни сам Брюле, ни миссионеры, ни тем более гуроны - не представлял себе тогда, что в этой далекой лесной стороне постепенно назревает конфликт, который в конце концов должен был привести к трагической смерти лjвкого посредника. А пока звезда его разгоралась все ярче. Этьен трудился без передышки и посылал в Квебек огромные партии пушнины. Он не обращал внимания на злобный шепот за его спиной. Пользовался дружбой многих гуронов, и этого ему было достаточно. Более того: в своих привычках, в повседневной жиэгни, даже в образе мышления настолько пропитался всем индейским, чю люди в конце концов стали видеть в нем скорее гурона, чем француза. При этом Брюле не утратил страсти к открытиям. Его влекли неведомые края и опасные приключения. На утлых пирогах забирался по Великим озерам далеко на запад. Он был первым европейцем, плававшим по Верхнему озеру и озеру Мичиган. Его отношения с миссионерами складывались довольно странно. Он часто проявлял к ним расположение: помогал своей опытностью, не раз сопровождал как проводник и защитник в путешествиях. В то же время они явно сторонились Этьена, ставили ему в вину множество вещей. Иезуиты, несомненно, домогались власти над индейцами, наподобие той, которая осуществлялась ими в Парагвае и на Амазонке в Южной Америке. Однако несносный соблазнитель Этьен Брюле, сеятель разврата, являлся помехой их планам. Самым своим существованием он разрушал их мечты о власти, срывал честолюбивые замыслы. Миссионеры боролись с ним своими методами: в глазах французов старались преуменьшить его заслуги, отрицая его достоинства и преувеличивая его грехи, а среди индейцев подрывали его популярность. В своих донесениях они не прощали Этьену малейших проступков. С негодованием летописец, брат Сагар, писал о неслыханном поведении отпетого грешника: очутившись однажды перед лицом смерти, Этьен Брюле не смог вспомнить никакой другой молитвы, кроме - о, ужас! - предобеденной. Такой это был выродок! В Северной Америке, так же как и в Европе, англичане и французы сталкивались друг с другом в непрестанных войнах. В 1629 году, то есть через двадцать лет после создания французской колонии, англичанам удалось напасть на Квебек и завладеть всей колонией. Шамплену и большинству французов пришлось убраться из Канады. Лишь немногие остались на месте, примирившись с новой властью. Среди последних был и Этьен Брюле. В день отплытия Шамплена во Францию Этьен приплыл в Квебек со своими гуронами и привез большое количество шкурок, на сей раз предназначенных уже английским купцам. Разгневанный Шамплен в присутствии большой толпы бросил в лицо Брюле обвинение в измене. - Я гурон! - возразил Брюле, оправдываясь. - И забочусь об интересах моего народа! - Ты такой же гурон, как я англичанин! - прорычал Шамплен и в ярости отвернулся. Эта сцена, которую сам Шамплен вскоре позабыл, была подхвачена врагами Этьена и громким эхом отозвалась в лесах. Среди гуронов остались некоторые миссионеры, скрывавшиеся от англичан. Они не зевали. Когда через три года в Канаде в результате заключенного в Европе мира вновь утвердилась власть Франции, а Шамплен стал опять губернатором, сбитым с толку гуронам было дано понять, что они должны отречься от изменника, если не хотят навлечь на себя гнев губернатора. В ту пору французы нужны были гуронам еще больше, чем когда-либо прежде. Им ни за что не хотелось обидеть Шамплена. Помнили, как губернатор назвал Этьена изменником за сотрудничество с англичанами. Верх в племени взяли те вожди, которые и прежде с тайной неприязнью посматривали на вспыльчивого нахала, а теперь открыто обвинили его в том, что он всегда настраивал молодежь против власть имущих и против священных обычаев. Этьена схватили где-то в лесной глуши. Там, вдали от друзей, совет племени устроил над ним суд - необычайный суд, политический, суд индейцев над белым. Приверженцев Этьена Брюле запугали, и в этот раз он уже не смог защитить себя. Его приговорили к смертной казни, а тело его ждала исключительная участь: быть съеденным судьями. Приговор был приведен в исполнение, поразив, возможно, даже тайных подстрекателей: они не ждали, что индейцы такими крайними мерами ответят на их интригу. Немезиде истории было угодно, чтобы несчастный народ гуронов всего на несколько лет пережил Этьена Брюле. На них ополчились с каждым годом все более мстительные ирокезы. Не помогли гуронам ни молитвы миссионеров, ни союз с французами. Ирокезы превосходили соседей осторожностью и хитростью, а также имели огнестрельное оружие, доставляемое им голландцами и англичанами. Ирокезы умело использовали внутренние раздоры противника и уничтожали его селения одно за другим. Гуроны сражались с необычайным мужеством,но, как и многим другим первобытным племенам, им не хватало осмотрительности и проницательности. В 1649 году, почти поголовно истребленные, они перестали существовать как племя, а немногочисленные жалкие группки их рассеялись по лесам во все стороны. История Этьена Брюле отнюдь не исключение. Несомненно, задору, самоотверженности и прямо-таки безумной отваге подобных ему канадских французов обязана Франция захватом в Северной Америке тысячемильных территорий. Им же она обязана и тем, что тысячи краснокожих воинов стали на ее сторону, и тем, что после ста пятидесяти лет ожесточенных боев канадские французы все-таки смогли устоять перед двадцатикратным превосходством англичан. (Аркадий Фидлер «Канада, пахнущая смолой»)

Amie du cardinal: Компания ста акционеров Новой Франции (фр. Compagnie des Cent-Associés de la Nouvelle-France), или Компания Новой Франции, или Канадская компания, была создана по инициативе кардинала Ришелье 29 апреля 1627, а одобрена королем 6 мая 1628 года.

Amie du cardinal: По-моему, любопытная книга про Шамплена, миротворца и исследователя. Champlain: Peacemaker and Explorer Уже в Гугл-книгах! Но только 32 страницы из 150...

Amie du cardinal: Samuel de Champlain, Explorer of Canada

мимоидущий: Могу поискать эту книгу и, если найду, отсканировать в виде картинок

Amie du cardinal: мимоидущий пишет: Могу поискать эту книгу и, если найду, отсканировать в виде картинок Не знаю, любезный незнакомец, про какую именно книгу Вы говорите, но мы всегда рады таким предложениям. Отсканируйте, будьте любезны. Заранее благодарна.

Amie du cardinal: КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАНАДЕ В ЭПОХУ ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА (НАЧАЛО XVII СЕРЕДИНА XVIII В.)

Amie du cardinal: Le chevalier Noël Brulart de Sillery Ноэль Брюлар де Сийери, священник и член Компании Ста Акционеров, участвует в создании иезуитской миссии в бухте Камискуа-Уангашит, даруя в 1637 году вотчину и сумму в двенадцать тысяч ливров. Его поступок вписался в эпоху большого религиозного рвения во Франции, которое укоренится в Канаде с приездом других миссионеров и набожных женщин.



полная версия страницы